Игра с искусством. Что происходит в «Манеже» на выставке «Красота: плюс-минус»

Вместо этикеток рядом с произведениями - номера, расшифрованные в листовке, которую выдают при входе. В ней список из 284 произведений 94 авторов из музеев и частных собраний.

Игра с искусством. Что происходит в «Манеже» на выставке «Красота: плюс-минус» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, приглашенный куратором в этом проект, назвал его миролюбивым и гуманным.

Действительно, стало историей деление художников на левых и правых, официальных и подпольных, своих и чужих. Больше того, рассуждения, что такое красота в искусстве, выглядят старомодными. Каждый художник волен понимать ее по-своему, а любой зритель соглашаться или не принимать этот выбор. Не случайно выставка имеет расширительное название с «плюсом и минусом».

На самом деле в этой выставке (насколько гармонично, вопрос отдельный) соединились две. Одна посвящена 10-летию меценатской программы «Свободные художники Петербурга» братьев Юрия и Дмитрия Саулиди. Они поддерживают показами и изданиями большой круг художников. Назову нескольких мэтров, представленных в «Красоте» (в алфавитном порядке): Дмитрий Иконников, Латиф Казбеков, Дмитрий Каминкер, Александр Кондуров, Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов, Алексей Талащук, Олег Яхнин.

Вторая выставка - это размышление Боровского о том, как усложнилось понятие красоты в русском искусстве за последние полвека. Здесь и «неолитические бабы» Василисы Балашовой, и «ботичеллиевские» красавицы Татьяны Федоровой, и низверженные античные боги в картинах Аллы Давыдовой, и «рубенсовские» персонажи Владимира Овчинникова, и «посткомпьютерная» живопись и скульптура Ольги Тобрелутс, и «Даная» Елены Губановой - Ивана Говоркова, сконструированная из стальных пластин, которые как зеркала отражают падающие на них лучи прожекторов...

В прологе Боровский соединил трех абсолютно разных художников: картина «Антигона» Евсея Моисеенко помещена рядом со скульптурой «Ушная раковина» Дмитрия Каминкера, а напротив - «Гибель богов» Валерия Гриковского - большое графическое произведение, смонтированное с помощью энтомологичеких булавок из фрагментов, которые нарисованы на бумажных листочках. В зависимости от ракурса красота то появляется, то исчезает.

Естественный центр этой части выставки - коллаж на ткани Тимура Новикова «Аполлон, попирающий красный квадрат» из собрания Русского музея. Мало кто верит, что новиковский неоакадемизм кого-то попирал, но нерв проблемы прекрасного в искусстве художник уловил верно.

Теперь про гармонию или дисгармонию двух проектов. С привычной точки зрения «два в одном» - история неправильная. Но то ли из-за нехватки времени, то ли умышленно тут версии расходятся, Владислав Валовень, дизайнер выставки, отказался от этикеток. И получился квест, свободное путешествие публики в сконструированном дизайнером пространстве искусства. Где много вопросов, в том числе про красоту. Ответы искать зрителю.

#Манеж #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6395) от 07.03.2019 под заголовком «Что есть «Красота»».


Комментарии