Что вынесем из карантина? Художник книги Антон Ломаев – о творчестве в эпидемию

У Антона ЛОМАЕВА, известного петербургского художника книги, вышел второй сборник коротких сказок Ханса Кристиана Андерсена. Он рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» о любимых авторах и жизни художника на карантине.

Что вынесем из карантина? Художник книги Антон Ломаев – о творчестве в эпидемию | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Почему вы вернулись к коротким сказкам Андерсена?

— Я люблю Андерсена с детства, именно поэтому довольно много его иллюстрировал. Прежде всего самые известные сказки: «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Гадкий утенок» — все эти сказки я делал в форме отдельных книг. Но не менее этих всем известных сказок у Андерсена множество совсем коротких историй, которые нельзя сделать в виде отдельной книги. Это было бы избыточно. И вот я придумал такую форму сборники из коротких сказок. Одна книга — пять сказок. Сейчас вышел второй такой сборник. И, возможно, будет продолжение. Форма, которую я предлагаю, кажется мне удобной для чтения с детьми. Удобной для жизни книги в семейной библиотеке.

— Жизнь художника-иллюстратора, да еще в некоторых случаях автора текстов представляется со стороны как самоизоляция и без карантина. Читаете, рисуете, пишете в тиши мастерской. Это так?

— Пожалуй, вы правы. Жизнь внутри мастерской для меня мало изменилась. Так же рисую, читаю, мечтаю. В чем-то эта жизнь для меня даже стала комфортнее. Меньше пробок в дороге (мой дом в часе езды от мастерской). Город преобразился и вздохнул без летних туристических толп. Появились приятные бонусы. Жена — единственный водитель машины в нашей семье — взялась меня возить с работы и на работу. Чтобы избежать лишних контактов на карантине. Мне это, не скрою, понравилось. Тем более что мы быстро обзавелись традицией перехватывать по дороге кофе навынос и ехать к набережной Невы (мастерская рядом с Петропавловкой). Там с видом на пустынную (без обычных корабликов) прекрасную весеннюю, а затем летнюю Неву мы по утрам пили свой кофе. К сожалению, теперь от этой прекрасной новой традиции нам приходится отказываться одновременно с отменой карантинных мер.

— Ваш образ жизни изменился?

— Конечно. Много тревожного, непонятного и пугающего. Особенно так было поначалу. Вся эта ужасная история с Италией... В какой-то момент многим стало страшно. Я, кажется, фаталист. Но и со мной был неприятный момент. Я заболел, как позже выяснилось, это было отравление, но стал сразу думать про ковид, конечно. И вот я лежу с температурой, мне плохо, слабость; в телевизоре сплошь пугающие новости. В этом положении я стал взвешивать свою жизнь, думать о том, чего не успел сделать из того, что хотелось. В голову пришли две книги, которые люблю с детства, но так и не взялся за них как художник. Короче говоря, я выздоровел, как раз был закончен большой проект для Франции, связанный с Шерлоком Холмсом, и я тут же сел за одну из тех книг, о которой думал, болея. Это «Остров сокровищ». Над ним я сейчас и работаю.

— А другие планы?

— К сожалению, от многих планов пришлось отказаться. Каждое лето мы с семьей ездим на море. В этом году впервые за 20 лет остаемся в Петербурге. Хотел весной слетать в Болонью на книжную ярмарку — тоже не получилось. Короче говоря, мы с семьей решили пока не строить никаких планов. Остается утешаться тем, что энергию любопытства и желания путешествовать можно направить в работу.

— Вы следите за новостями?

— С возрастом стараюсь делать это крайне дозированно. Если дать себя увлечь новостному потоку, особенно телевизионному, то можно потерять собственный взгляд на вещи. Новости предпочитаю узнавать из письменных источников в Интернете и отдаю предпочтение бизнес-сайтам — там информация, на мой взгляд, более сбалансированная.

— Может, появились сюжеты для новых произведений?

— Если вы имеете в виду сюжеты, связанные с пандемией, то нет. Хотя «Декамерон» Боккаччо мне вспоминался. Прекрасный материал для художника книги. Как известно, там речь о компании друзей, уединившихся в загородном доме на карантине и рассказывающих друг другу истории. Но, думаю, этот сюжет не свернет меня с текущей работы и планов.

— Спрошу как художника, то есть человека с интуицией: что, по-вашему, изменится в нашей жизни после пандемии?

— Думаю, что и перчатки, и маски надолго, как и сама болезнь. По крайней мере до конца этого года. Но они останутся с нами и после, станут элементом стиля. Сейчас это неприятный и обязательный аксессуар пандемии, но маска может быть частью образа. Вы заметили, что в самом начале пандемии появились предложения от модных домов и дизайнеров авторских художественных масок? Они не стали заменой медицинских, это и понятно. Но, думаю, идея не бесплодна. Просто ее время не пришло. Готов поспорить, что мы увидим модников в авторских масках и в 2021 году. Несмотря на то что о самом ковиде, я надеюсь, уже почти забудем.

#художники #книги #иллюстрации

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6713) от 07.07.2020 под заголовком «Что вынесем из карантина».


Комментарии