Чтение на Дворцовой. В Петербурге открывается Книжный салон-2022

19 – 22 мая на Дворцовой площади состоится XVII Санкт-Петербургский международный книжный салон. Стенды нескольких сотен издательств разместятся в четырех выставочных павильонах, каждый площадью 900 квадратных метров.

Чтение на Дворцовой. В Петербурге открывается Книжный салон-2022 | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Стенд нашей газеты расположен в павильоне А. На пяти лекционных площадках запланировано более ста событий — встречи с писателями, представление новых книг, театральные спектакли.

В первый день в большом атриуме Главного штаба Эрмитажа состоится «круглый стол» «Книга — «мягкая сила» в эпоху культуры отмены». Затем Российская национальная библиотека и Государственный фонд кинофильмов РФ подпишут соглашение о предоставлении РНБ права показывать фильмы из коллекции фонда.

Пройдет также презентация новых книг серии Limbus Epika — эпосы в пересказах современных писателей. Это «Богатырщина» — русские былины в пересказе Ильи Бояшова и «Одиссея» — древнегреческий эпос в пересказе Сергея Носова. Цель выпуска серии — приблизить мировые и национальные эпосы к читателю, сделать их доступными без потери колорита и мифологического багажа.

В дни работы салона читатели могут посетить творческие встречи с писателями. Поэты двух столиц проведут баттл «Москва vs Санкт-Петербург». Николай Кропачев, ректор СПбГУ, представит издание «Студенты Петровского университета» о первых учащихся старейшего вуза.

На 21 мая запланирован «круглый стол» по проблемам сохранения национальных культур и языков народов России. В нем примут участие якутский поэт Гаврил Андросов, удмуртская писательница Дарали Лели, алтайский драматург Ногон Шумаров, долганская языковая активистка Ксения Большакова.

На другой площадке писатель Александр Пелевин представит свой поэтический сборник «Красное, черное, белое и нечто совершенно иное». В него вошли тексты, созданные за последние 12 лет.

На 22 мая намечены лекция «Наши комиксы. 1911 – 2021», а также выступление Артемия Сайфутдинова «От видеоблога к книге» и представление его издания «Рюриковичи. История династии для бумеров и зумеров». Культурная программа салона завершится литературно-музыкальным спектаклем «Сюита о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», подготовленным РНБ.

Накануне Санкт-Петербургского книжного салона-2022 мы задали несколько вопросов, которые интересуют книголюбов и наших читателей. Речь шла о рос­те цен на бумагу, подорожании книг и возможных путях выхода из этой ситуации.

Как сообщил Олег Новиков, вице-президент Российского книжного союза (РКС), президент издательской группы «Эксмо-АСТ», профессионалы делают все для того, чтобы читатель не чувствовал на себе проблемы отрасли в той мере, в которой ощущают их сами издатели. Себестоимость производства выросла на 30%, но издатели и книжные магазины проводят гибкую ценовую политику, и, по словам специалистов отрасли, цены на книги повысились, но не выше 20% с начала года. При этом остается возможность приобрести цифровую книгу, стоимость которой ниже бумажной. Россия в этом смысле исключение, на западных рынках, как правило, оба формата стоят одинаково.

По словам Новикова, трудно прогнозировать, сколько будут стоить книги в ближайшем будущем. Есть опасения, что в третьем квартале этого года и спрос понизится, и цены подрастут. Стоимость книги во многом зависит от полиграфического исполнения, от бумаги, дополнительных декоративных элементов, качества иллюстраций, изменений курса национальной валюты. Отвечая на вопрос о создании книжных базаров шаговой доступности по типу продуктовых рынков, чтобы снизить цены на книги, Олег Новиков заметил, что роль таких «продуктовых рынков» играют книжные фестивали и ярмарки. Книжный салон в Северной столице — одно из важнейших таких событий. «На форумах, подобных Санкт-Петербургскому книжному салону, у читателей есть возможность приобрести книги по издательским ценам, а еще — пообщаться с любимыми писателями и единомышленниками, что прос­то бесценно», — подчеркнул вице-президент РКС.

Менее оптимистично настроен Вадим Левенталь, петербургский писатель и издатель. По его словам, типографии не могут выполнить часть заказов, потому что нет нужных материалов. Цены меняются чуть ли не каждый день, и невозможно предсказать, какая цена будет завтра. Не хватает отбеливателей, красителей, большая часть из них импортировалась. Неясно, как скоро удастся наладить новые логистические цепочки.

По оценкам источников Левенталя, в нынешнем году книги могут подорожать раза в полтора. Сейчас средняя цена книги около 500 рублей. Будет, стало быть, около 750.

Можно ли уменьшить ценовую нагрузку на читателя? По мнению писателя, книжная отрасль запредельно монополизирована, и это отражается на цене книг. Что касается экономии на качестве бумаги, то использовать так называемую газетку можно, но далеко не каждый читатель согласится приобретать книгу на такой бумаге. Скорее, вообще откажется от покупки. Экономия на гонорарах авторов ничего не даст, это минимальные расходы.

Не верит Левенталь и в торговлю книгами «без посредников». Каждый издатель не может развозить свои собственные книги по базарам. Единственное, за счет чего можно уменьшить цену для покупателя, — это увеличение тиража. У издателя должна быть возможность продавать свой товар по всей стране, а не как сейчас — в нескольких магазинах. Любая возможность донести свои книги до читателя важна для издателя, поэтому учас­тие в Петербургском салоне — это шанс.

Еще один издатель, участник салона, просивший его не называть, на все наши вопросы ответил коротко: «Не буду гадать на кофейной гуще. Действую по обстановке».

Важными участниками салона станут библиотеки. По словам Яны Седельниковой, директора МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, «Книжный салон объединяет всех книжников — как тех, кто создает, так и тех, кто пользуется книгами. Библиотеки — неотъемлемая часть книжного мира, и учас­тие в этом салоне позволяет нам лучше почувствовать тенденции развития современного книгоиздательства, потребности читателей, продемонстрировать свои возможности собратьям-книжникам и всем посетителям салона».

Руководитель Лермонтовки отмечает, что в последнее время у читателей возрос интерес к научно-популярным изданиям, но и художественная литература по‑прежнему пользуется спросом. В рейтинге авторов самых востребованных изданий нон-фикшн — израильский историк Юваль Ной Харари, научный журналист Петр Талантов, историк Юрий Слезкин. Самые популярные писатели: Евгений Водолазкин, Дина Рубина, Виктор Пелевин… Библиотеки закупают в первую очередь книги, которые пользуются повышенным спросом.

На вопрос, верно ли мнение, что печатное слово уходит и его заменяют электронная и ­аудиокнига, поэтому библиотеки превращаются в дома культуры, Седельникова ответила: если это и верно, то только отчасти. ­Библиотека — один из самых простых способов обеспечить себя нужной информацией из всего, что написано, напечатано, ­опубликовано в самых разных формах. Еще одно обстоятельство, заметно влияющее на развитие современных петербургских библиотек, — растущая ­потребность в личном общении. Именно она вызывает к жизни самые разнообразные формы событий — от лекций и концертов до мастер-классов и экскурсий.

#книги #литература #Книжный салон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7171) от 19.05.2022 под заголовком «Открой книгу на Дворцовой».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?