Чистота линий. Первая выставка открылась в недавно созданном культурном центре «Левашовский хлебозавод»

Михаил Розанов, известный московский фотограф, который специализируется на съемках архитектуры, представил серию из пятидесяти снимков «Сталь. Стекло. Бетон».

Чистота линий. Первая выставка открылась в недавно созданном культурном центре «Левашовский хлебозавод» | Белград. Военно-медицинская академия. 1973 – 1981 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Белград. Военно-медицинская академия. 1973 – 1981 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказал автор «Санкт-Петербургским ведомостям», этот проект был задуман им несколько лет назад вместе с московским фондом Ruarts. Идея состояла в том, чтобы сделать снимки лучших европейских образцов архитектуры модернизма 1950 – 1980‑х годов. «Для меня это очень личная история о стремлении зодчих Ле Корбюзье, Альваро Аалто, Дениса Ласдуна, наших Юрия Платонова и Леонида Павлова и многих других создать практичную, оптимистичную архитектуру, стремившуюся с помощью простых форм и ясных пропорций преодолеть травмы Второй мировой войны, — говорит Розанов. — Они создали последний «большой стиль» в архитектуре. Мое любимое направление в нем — брутализм. Оно происходит не от слова «брутальность», а от слова «брют» — «сухой». Главное в этом направлении — «сухая», необработанная поверхность бетона».

В 2018 – 2020 годах Розанов сфотографировал здания в девяти городах, начиная от Москвы. Еще в трех, к сожалению, помешала поработать пандемия, но автор считает, что и так собрано достаточное количество материала.

Фотограф подробно рассказал о своем методе работы. Он начал с того, что его снимки — это противоположность документальной фотографии, в которой важно поймать интересный момент. Розанову интереснее донести образ идеального здания так, как, по его мнению, оно было задумано автором проекта. Сначала фотограф изучал литературу об архитектуре модернизма, потом консультировался с историками архитектуры, смотрел существующую архивную съемку заинтересовавших его зданий.

Розанов_музей в горках_Пр.jpgМузей В. И. Ленина в Горках. 1974 – 1987 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА



После выезда на место первые дни уходили на то, чтобы вместе с ассистентом выбрать точки съемки. Проверить освещенность и падение теней утром, когда в кадр попадет как можно меньше людей. Сделать пробные снимки на смартфон и понять, как кадр выглядит после перевода в черно-белое изображение.

Только потом фотограф брал в руки профессиональную цифровую камеру. Но и это еще не все: помощники, используя специальные компьютерные программы обработки изображений, «убрали» кондиционеры, провода, рекламные щиты и другой визуальный мусор. «Михаил Розанов — это целая команда, которая работала над проектом», — поясняет фотограф.

Во время короткой авторской экскурсии по выставке Розанов обратил внимание на гармоничное сочетание стекла и белоснежного бетона во Дворце съездов, стали и стекла в здании СЭВ (руководитель обоих проектов Михаил Посохин), а также на брутальное здание Музея В. И. Ленина в Горках, построенное по проекту архитектора Леонида Павлова в 1974 – 1987 годах. По мнению фотографа, здание музея — это «советский Парфенон», финальный образец советского модернизма.

Розанов_музей воздухоплавания_Пр.jpgБелград. Музей воздухоплавания. 1969 – 1989 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА



Показал Розанов и несколько снимков, сделанных в Белграде, — «Музей воздухоплавания», «Военно-медицинская академия» и «Дом Тоблерон». Последний дом — жилой, он был построен ровно 60 лет назад, фотограф решил оставить на отпечатке кондиционеры, веревки с бельем и другие следы жизнедеятельности. Это единственный случай на всей выставке.

На мой вопрос, почему в проект не попал Петербург, где много образцов модернизма, а недавно вышел толстый архитектурный путеводитель по ним, Розанов ответил так: «Для Петербурга модернизм не системообразующий, здесь все подчинено классической архитектуре».

Выставка работает по 18 сентября и сопровождается образовательной программой.


#выставка #фотограф #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7492) от 01.09.2023 под заголовком «Чистота линий».


Комментарии