Чисто мужская история. В Петербуре снимают фильм «Три минуты молчания»

В Петербурге Борис Хлебников и кинокомпания СТВ снимает чисто мужскую историю «Три минуты молчания» и пытается разобраться в особенностях русского характера. Продюсер Сергей Сельянов от нового фильма ждет «мощного и яркого высказывания про нас, про тех, про кого Жванецкий сказал «в драке не выручат, в войне победят». Мы побывали на съемках, узнали, что такое «шкерить», и осознали, чего стоит добыть то, что так привычно берем с рыбного прилавка.

Чисто мужская история. В Петербуре снимают фильм «Три минуты молчания» | ФОТО предоставлено кинокомпанией СТВ

ФОТО предоставлено кинокомпанией СТВ

Неудобная правда

В основу нового фильма Хлебникова лег одноименный роман Георгия Владимова. Напечатанный в 1969 году в «Новом мире», он стал поводом для свержения с поста главреда журнала Александра Твардовского, который «пропустил» произведение, якобы порочащее трудовой подвиг советских моряков-рыболовов. Как заметил рецензент одного отраслевого издания, «если бы даже автор романа задался целью собрать все плохое, что есть у рыбаков, то и в этом случае он явно пересолил...». Сегодня ни у кого не повернется язык назвать роман «пересоленным», зато всех цепляет непафосная правда о моряках и море. Зацепила и Бориса Хлебникова. Правда, он и соавтор сценария Наталия Мещанинова сильно изменили литературную основу, начиная с переноса времени действия с 60-х годов ХХ века в наше время. «Ничего не понимаю про 60-е годы, –  признается Хлебников. –  И я в принципе не очень люблю то время как настроение».

Мастер-класс по потрошению рыбы

Проезжая мимо гигантского торгового склада за Парнасом, трудно предположить, что это еще и кинопавильон, самый большой в Европе. Три года назад здесь был создан сказочный мир блокбастера «Конек-Горбунок». На этот раз в павильоне выстроили рыболовецкий траулер. Его своими глазами увидеть не довелось, пришлось довольствоваться рассказом художника-постановщика Ольги Хлебниковой: «Изначально мы думали снимать на настоящем сейнере, уже были идеи, как качать судно, попавшее в шторм. Но поскольку все равно пришлось бы переделывать внутренность корабля, то решили, что проще построить декорации. Дело в том, что, с одной стороны, желто-коричневая фактура интерьеров на настоящем корабле по цветовым показателям просто противопоказана для съемки, а с другой стороны, слишком чистый, прибранный современный сейнер не подходил для нашей команды безалаберных, неорганизованных морских бродяг, этакой пиратской шайки».

Тем временем часть «шайки пиратов» в длинных кожаных фартуках и резиновых сапогах проходит мастер-класс в рыбцеху, под который приспособили железный контейнер во дворе за складом-кинопавильоном. Все внимательно наблюдают, как дублер Александра Робака, который играет мастера добычи, ловко разделывает рыбину –  специально для съемок в Мурманске отловили полтонны пикши и трески. «Сколько бы я ни репетировал потрошение рыбы, не хватит и месяца, чтобы это выглядело так, будто я могу шкерить одним движением руки и с закрытыми глазами. Так что для крупных планов рук нужны дублеры, у которых есть опыт, наработанный годами», –  замечает актер.

Съемочная группа с удовольствием неофитов смакует новое для себя слово «шкерить» (потрошить и разделывать рыбу. –  Прим. ред.). Кроме разве что звезды сериала «Игра на выживание» Михаила Кремера, которому доводилось ходить в море на траулере, да 19-летнего дебютанта Олега Савостюка: «Мой дедушка с семи лет ходил в моря на таких судах, и он мне много рассказывал о своих походах...».

Свободное плавание

До начала съемок режиссер-документалист Зака Абдрахманова отправилась в двухнедельный рейс с рыбаками добывать материал, начиная с быта на траулере и заканчивая тралением. После этого и вспоминая «Аритмию», где Хлебников едва ли не с документальной тщательностью показал будни врача скорой помощи, доскональности ждешь и от «Трех минут молчания». Не тут-то было. «Здесь мы много чего придумываем, –  признается режиссер. – Думаю, моряки на какие-то вещи посмотрят с сомнением. Но так нужно было для сюжета».

Наблюдая за обезглавливанием рыбы, вспоминаешь не только «Аритмию», но и «Свободное плавание», которым в начале двухтысячных Хлебников заявил о себе. С той истории 20-летнего Леньки, обитателя волжского городка, подавшегося в строительные рабочие, начался звездный путь актера Александра Яценко. Сегодня Хлебников будто вернулся в те годы –  «Три минуты молчания» тоже о простых мужиках (одного из них играет Евгений Сытый, он же болтливый бригадир в «Свободном плавании») и пацанах, на этот раз двух, пытающихся соблюдать законы людей, с которыми оказались на рыболовецком траулере. Вспоминается и финал «Свободного плавания» –  баржа, на борт которой поднялся Леня, изгнанный из дорожных рабочих. И все же, может, и не вспомнился бы тот фильм Хлебникова 2006 года, если бы не его сын Макар, по психотипу –  тот же Яценко, ему-то и досталась главная роль Никиты, юноши, попавшего в крутой и суровый, как Баренцево море, замес мужского коллектива. «Это обычный парень, который со своим взглядом на жизнь, со своими шутками совершенно не вписался в команду, –  говорит о своем герое Никите Макар Хлебников. –  Он пытается социализироваться со взрослым поколением, оставаясь самим собой, и это не работает. Поэтому на корабле происходят конфликты»...

Борьба со стихией

«Три минуты молчания» –  морская драма про каторжный труд на ржавом судне среди вонючей рыбы и под вечной угрозой северного шторма. Бушующее море еще предстоит нарисовать на компьютере, но актеры воды хлебнули с лихвой, хоть и не соленой. С помощью программы Unreal кинематографисты воссоздали виртуальную реальность шторма, но «траулер» стремительно швыряло под разными углами самым натуральным образом, и на актеров в каждом дубле из водосбросов, пневмобочек, гидропушек и брызгометов обрушивалось по 15 тонн воды. «Действительно с ног сбивало. Вцеплялись всеми четырьмя конечностями и в палубу, и в борта, во все, что под руку попадется, и все равно волны сносили как пушинку, –  вспоминает Александр Робак. –  А рев от ветродуев и воды стоял такой, что ничего не слышно в 20 сантиметрах друг от друга, кричишь партнеру в лицо, а он только видит открывающийся рот, и все. Единственное, что можно было услышать, –  гудки, которые используют фанаты на стадионе, ими и давали сигналы, кому выдавать свою реплику»...

Один шагдо героизма

Но, как говорит Борис Хлебников, «экшена» в фильме будет не так много, больше –  психологической драмы. Потрепанный северными ветрами и временем сейнер «Снегирь» стал домом для десятка таких же потрепанных жизнью суровых моряков, для которых шторм окажется не главным испытанием. Рассказывая о них, Хлебников пытается разобраться не столько в «загадочной русской душе», сколько в особенностях русского характера. «Почему-то мы можем жить спокойно, зарабатывать себе деньги, –  вторит отцу Макар Хлебников, –  но в какой-то момент неожиданно выдать что-то героическое. Как наши персонажи –  спасать во время шторма тонущих норвежских моряков». «Да, спасают не жалея себя, а вот в простой жизни нам не хватает чего-то, чтобы друг к другу относиться по-человечески. Об этом наш фильм», –  говорит и художник-постановщик Ольга Хлебникова.

Впереди –  Мурманск и Териберка, поселок за полярным кругом, который добавит фильму Хлебникова брутальной эстетики. Выход картины в прокат ожидается не раньше 2023 года.

#кино #съемки #фильм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6992) от 20.08.2021 под заголовком «Чисто мужская история».


Комментарии