Через ров к императору. В Михайловском замке открываются обновленные залы

«Хочу открыть Михайлов замок для людей...» – пел бард Розенбаум в те времена, когда город еще назывался Ленинградом, Спас-на-Крови был закован – казалось, навечно – в строительные леса, а в Михайловском (Инженерном) замке, в залах, разделенных на клетушки, размещалось множество советских контор.

Через ров к императору. В Михайловском замке открываются обновленные залы | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В 1991-м Русскому музею передали первое помещение многострадального замка - церковь Михаила Архангела. В 1994-м – весь замок перешел в его ведение. Надо ли говорить, в каком он был состоянии? Вскоре началась реставрация. И продолжается она все эти годы. За это время реставраторы горы свернули. В мае 2003-го, в день рождения Петербурга, Михайловский замок впервые открыл двери для публики. Мы увидели часть отреставрированных залов.

Долгое время музей не мог приступить к реставрации той части парадной галереи, что занимала Центральная библиотека военно-морского ведомства. Когда библиотеку наконец в 2018 году удалось переселить (в специально оборудованное здание на Кожевенной линии Васильевского острова), начали приводить в порядок Большой Тронный зал Павла I, Воскресенский зал, Галерею арабесок... Открытие залов для публики было запланировано на ноябрь минувшего года, в дни Международного культурного форума. Помешала пандемия. Увидеть их во всем блеске и великолепии посетители смогут 19 мая. А пока их показали журналистам.

– Не верится, что это те же самые залы, в которых я бывал 25 лет назад, – говорит директор Русского музея Владимир Гусев. – Они были в жутком состоянии.

Убедиться в том, что директор не преувеличивает, можно, посмотрев на баннер с фотографиями, запечатлевшими залы до реставрации. В потолке Воскресенского зала были дыры, голуби залетали сюда с чердака, штукатурка сыпалась с потолков... А теперь какая красота! Залы, занимающие 2000 кв. м, привели в порядок в рекордные сроки. Работа велась коллективными усилиями реставраторов, архитекторов, музейщиков.

Михайловский2_Г.jpgФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Огромный двусветный Воскресенский зал был возведен Винченцо Бренной для балов и торжеств. Но вместо веселья случились похороны. Именно здесь в середине марта 1801 года стоял гроб с телом злодейски убитого императора Павла I. В замке, который строил для себя с такой любовью, он прожил всего сорок дней. А после смерти императора чего здесь только не было...

Сейчас зал воссоздан таким, как он выглядел в 1801 году, когда здесь прощались с императором.

Отреставрирован живописный плафон, на нем красуется белый мальтийский крест. Воссозданы камины (в советские годы они были демонтированы, вместо них были ниши, где висели батареи). Восстановлена отделка стен искусственным мрамором. В зале висят огромные полотна Григория Угрюмова «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание на царство Михаила Федоровича Романова». В двух других – пока баннеры, дающие представление о висевших здесь ранее полотнах Джона Аткинсона «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва». Сейчас они находятся в Третьяковской галерее, после реставрации их передадут на временное хранение.

В Тронном зале пока нет трона. После смерти императора он исчез. Сейчас планируется воссоздать его по историческим образцам – скорее всего, по аналогии с тем, что находится в Гатчине. Во времена Павла стены были затянуты зеленым бархатом с золотым шитьем. Но затем бархат сняли со стен и увезли в Тверь для отделки Путевого дворца. Сейчас убранство воссоздано. Бархат изготовлен по историческим образцам в Париже на ткацкой мануфактуре, существующей с XVIII века.

Зал, хоть и Тронный, больше похож на старинную библиотеку. Хоть очередной фильм про Гарри Поттера снимай. Дело в том, что еще в 1820-х годах здесь разместился архив Инженерного департамента. Для его нужд вдоль северной стены возвели огромные книжные шкафы из волнистой березы. И хотя при Павле шкафов не было, было решено их не демонтировать. Ведь они сами по себе – произведение искусства.

На темно-красных стенах в покоях камер-фрейлины Анны Степановны Протасовой разместилась галерея Романовых. Это история России в лицах.

Михайловский3_Г.jpg

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В череду императорских портретов затесался лишь один, на котором запечатлена особа рангом пониже – сама Протасова, верная наперсница Екатерины II. Императрица в шутку называла ее «королевой». Написанный Дмитрием Левицким портрет великолепен. Странно читать, что современники считали ее уродливой. Яркая брюнетка со смуглой кожей и сильным, волевым лицом.

Работы еще не завершены. Предстоит реставрация западной анфилады замка. В проект войдет и воссоздание спальни императора, которая во времена Инженерного училища служила домовой церковью. И если верить легенде о призраке императора, то обитает он, скорее всего, там, где получил смертельный удар в висок золотой табакеркой.

– То, что мы сделали, это восстановление исторической справедливости по отношению и к замку, и к императору, – сказал Владимир Гусев, выступая на открытии.

Он повторил то, что говорил год назад, перед самым карантином, в канун 125-летия Русского музея. Напомнил, что для него музей символизирует дом – дом русской культуры, где висят портреты предков, хранятся воспоминания. Именно музей сохранял это ощущение родного дома в годы испытаний, которых было так много в XX веке.

#реставрация #Михайловский замок #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (6915) от 30.04.2021 под заголовком «Через ров к императору».


Комментарии