Человек труда и долга. Каким был литературовед и журналист Алексей Гребенщиков

«Он был замечательный человек и заслуживает, чтобы его помнили», - отозвался художественный руководитель театра «Родом из блокады» Макар Алпатов об Алексее Гребенщикове, много лет отдававшем все свои силы этому творческому коллективу. Сегодня Алексею Яковлевичу исполнилось бы девяносто лет.

Человек труда и долга. Каким был литературовед и журналист Алексей Гребенщиков | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Городскому журналистскому миру это имя тоже знакомо: когда-то он работал в «Ленинградской правде». Как вспоминал сам Алексей Яковлевич, она стала его жизненной школой. Сотрудничать с главной городской газетой он начал еще в студенческие годы. Сперва был литсотрудником, потом собкором, завотделом и, наконец, заместителем главного редактора. У него была потрясающая особенность: будучи дежурным по номеру, он обладал редким умением, даже еще не вчитываясь в текст, замечать ошибки и опечатки. Корректоры его просто боготворили...

Алексей Гребенщиков был человеком разносторонним: литературоведом, критиком, журналистом, редактором. Его публикации появлялись в ведущих ленинградских журналах - «Звезде», «Неве», «Авроре», а также в «Октябре» и «Молодой гвардии». Он был составителем десятка сборников, автором книг о Всеволоде Вишневском и Юрии Воронове.

Больше тридцати лет он отдал факультету журналистики Ленинградского университета. Мало сказать, что его спецкурс по истории советской публицистики пользовался популярностью. Студенты мечтали попасть на его лекции. Он был любимым преподавателем сотен выпускников разных лет, его неоднократно признавали лучшим лектором Университета.

Через всю жизнь он пронес память о блокаде Ленинграда, все тяготы и ужасы которой испытал на себе. В 1989 году он участвовал в создании общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», стал ее «золотым пером» и одним из руководителей. Был первым президентом Международной ассоциации блокадников города-героя Ленинграда.

Алексей Гребенщиков стоял у истоков театра «Родом из блокады», в котором заведовал литературной частью. Именно при его непосредственном участии были созданы почти семьдесят литературно-музыкальных вечеров и спектаклей. Среди них - импровизации «Есенин и блокада», «Пушкин и блокада», «Маяковский и блокада», «Вишневский и блокада».

- Алексей Яковлевич был человеком трудной судьбы, сделавшим очень много добра людям, и это вовсе не красивые слова, - говорит активный участник общества «Жители блокадного Ленинграда» Валентина Невская, знавшая Гребенщикова многие годы.

«...Не забудь, что вся моя жизнь была в тебе, и что одно у меня желание, чтобы ты вышел человеком долга, труда, благородным, честным, преданным Родине». Эти слова на титульном листе романа «Тяжелые времена» Диккенса, начертанные его матерью Лидией Константиновной в июне 1942 года, незадолго до ее смерти в блокадном Ленинграде, стали для Алексея Яковлевича и завещанием, и напутствием. Ему он и стремился следовать всю жизнь.

#память #литература #журналистика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6565) от 12.11.2019 под заголовком «Человек труда и долга».


Комментарии