Человек и кошка. Артисты Роман Громадский и Ирина Соколова отмечают юбилеи
В нынешнем декабре отмечают юбилеи два выдающихся артиста петербургской сцены – Роман Громадский и Ирина Соколова.

ФОТО предоставлено пресс-службой «Балтийского дома»
Роману Громадскому повезло почти сразу после института (и на всю жизнь) обрести свой театр – им. Ленинского комсомола. Огромная сцена и тысячный зал сразу пришлись ему по плечу. Повезло и театру, с приходом этого артиста не надо было искать, кому играть нашего современника, героя с большой буквы, будь то коммунист Губанов или партизан Джордан («По ком звонит колокол» Хемингуэя). Громадскому повезло и с режиссером: Геннадий Опорков не удовольствовался внешностью большого человека, открыв его нежную душу, и нашел для него роли огромного диапазона. Его талант оказался соразмерен героям Чехова и Володина, Распутина и Горького – так что в зрелые годы ни у кого не возникало сомнений, справится ли артист с Фаустом Гете или с героями Гоголя, Островского, Ильфа и Петрова.
В 2000-х ему вновь стало везти с героями нашего времени, так что теперь уже невозможно представить спектакль «Похороните меня за плинтусом» без дедушки Семена Михайловича, громогласного народного артиста и лауреата с мягким нравом подкаблучника и добродушного пьяницы.
В кино Громадскому тоже улыбалась фортуна: уже в начале творческого пути его благословил Козинцев, назначив на небольшую, но заметную роль в «Короле Лире». И тут же успех был закреплен в «Романсе о влюбленных» Кончаловского, где под натиском масштаба и темперамента его прапорщика Альбатроса трещали стены и косяки стандартной «хрущевки», где обитал главный герой. Что подтвердило: Роман Громадский – артист нестандартный.
В спектакле «Два старомодных коктейля» партнершей артиста стала еще одна неординарная личность – Ирина Соколова. Казалось, ничто не предвещало встречу бывшей тюзянки, начинавшей как травести, игравшей девочек и мальчиков, с корифеем «Балтийского дома». Тем паче в ролях супругов Куперов, которых многие помнят по спектаклю «Дальше – тишина» с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. И все же встреча состоялась, и дуэт сложился. Можно сказать: повезло.
Ирина Соколова уже не первый сезон выходит на Экспериментальную сцену театра-фестиваля, куда она перебралась вслед за режиссером Анатолием Праудиным.
Ирина из тех редких актрис, которые могут сыграть все. Вплоть до Камня, с которым бесконечно маялся Сизиф. Наверное, она и Сизифа сыграть смогла бы, поскольку ее актерский путь мало отличается от страстей легендарного героя. Только вкатишь камень на гору – то бишь сыграешь Маленького Принца, как уже пора играть Пульхерию Ивановну в «Старосветских помещиках», или Элеонору Дузе в спектакле Романа Виктюка, или Геббельса в фильме Александра Сокурова, или Агафью Тихоновну в «Женитьбе», поставленной Александром Галибиным в Александринском театре...
Путь актрисы – от вершины к вершине. Целая горная цепь. Ни разу не остановилась и не зависла в одном амплуа. Только зверушки или только старушки – не для нее и не про нее. Хотя возрастные роли – конек Ирины Соколовой. Со старушками она умудрилась подружиться еще в
ТЮЗе времен З. Я. Корогодского. Ее крестным отцом стал Лев Додин, назначив юную артистку, только что зажигавшую в представлениях «Наш Чуковский» и «Наш, только наш», на роль Аграфены Кондратьевны («Свои люди – сочтемся»). О тех золотых временах ТЮЗа тогдашние зрители говорят с придыханием: старшеклассники и студенты любили его столь же пылко, как их родители – БДТ.
В ТЮЗе Ирина сыграла и «Кошку, которая гуляла сама по себе», и Бэмби, и Офелию. Сейчас об этом вспоминать и сладко, и больно: нет ни тех спектаклей, ни партнеров по «театру детской радости». Буквально на днях мартиролог – вслед за Каморным, Хочинским, Шурановой, Тараторкиным, Шибановым – пополнил Николай Иванов. «Уходят наши...» – как сказано у Чехова...
Кошки, что бы о них ни говорили, существа особенные. Верные и независимые, ласковые и нежные, коварные и непредсказуемые. Они людей не бросают, особенно в беде. И у них по крайней мере девять жизней.
Ирина Соколова, способная переиграть любую, самую талантливую кошку, и в статусе народной артистки продолжает удивлять, радовать и утешать публику. Неважно, играет ли она мелодраму (на двоих с Романом Громадским) или клоунаду «Баба Шанель» (в компании звездных бабушек питерской сцены), она остается прелестной, остроумной, неповторимой – и гуляет сама по себе.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6831) от 21.12.2020 под заголовком «Человек и кошка».
Материалы рубрики
Маэстро и его «Честная женщина». Валерий Фокин отмечает 75-летие
Театр Эстрады Райкина получил грант для тифлокомментирования
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге 20 февраля
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии