«Фантастический экспрессионист». В Петербурге открылась выставка работ Сергея Калмыкова

В Музее Академии художеств открылась выставка «Звездная чаша Сергея Калмыкова», посвященная художнику, в равной степени принадлежащему России и Казахстану. Картины и графика, привезенные в Петербург, хранятся в Государственном музее искусств Казахстана им. Кастеева в городе Алма-Ате.

«Фантастический экспрессионист». В Петербурге открылась выставка работ Сергея Калмыкова | «Балерина на фоне облаков». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Балерина на фоне облаков». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Предыдущий показ произведений Калмыкова был в 2003 году в Русском музее, тогда вместе с ним показывали других авангардистов. Художник запомнился не только картинами, яркими и одновременно трогательными, но и своей историей. Задолго до Дали Калмыков говорил, что его жизнь сама произведение искусства.

Он родился в 1891 году, провел детство в Оренбурге, в 18 лет поехал в столицы, учился у Юона, Добужинского, Петрова-Водкина, выставлялся с Кандинским и Малевичем. После начала Первой мировой войны Калмыков вернулся в Оренбург и служил в запасном полку. В 1924 году начал работу сценографом, и через 11 лет судьба выдала ему счастливый билет. Вместе с передвижной оперой Средне-Волжского края Калмыков оказывается в Казахстане и получает приглашение работать в Театре оперы и балета в Алма-Ате. В течение нескольких десятилетий он оформлял спектакли, что давало возможность заниматься свободным творчеством. Но после ухода на пенсию художник был забыт и умер в 1967 году в полной нищете. К счастью, музейщики успели спасти его наследие - примерно тысячу произведений. Около 50 самых интересных сейчас можно увидеть в академическом музее.

Калмыков определял себя как «фантастического экспрессиониста». Эту формулу подтверждают картины «Балерина на фоне облаков», «Размышление о звездной чаше», «Одна из дочерей Великого костюмера». Калмыков мог создавать реалистические автопортреты и назвать картину с изображением своего рабочего места в театре «Мастерская Леонардо да Винчи». На картине «Две кариатиды и море» изобразить двух девушек с головными уборами в виде парусников, предвосхитив опыты современных дизайнеров моды. В проекте «Монументальное панно с балериной и звездной чашей» - нарисовать гимнастку, которая показывает акробатический этюд на модели двойной спирали ДНК.

Картина «Колдунья - муза пиратов» напоминает раннего Кандинского, «Страшилище» - позднего Дали. Как-то художник спросил: «Хотите знать, кто есть я, Сергей Калмыков?». И ответил длинным списком занятий. Главное среди них - «видеть особые миры».

Читайте также о шести крымских пейзажах Куинджи, выставленных в Михайловском дворце.

#выставка #картины #Академия художеств #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6412) от 02.04.2019 под заголовком «Чаша художника».


Комментарии