Быстрая мода, быстрая музыка

Публика сохраняет интерес к эстрадным кумирам былых времен, но все больше интересуется молодыми артистами. На эстраде, как и в других сферах нашей жизни, происходит смена поколений. Но пока нельзя сказать, что процесс идет бурно.

Быстрая мода, быстрая музыка | Иллюстрация Neirtfy/shutterstock.com

Иллюстрация Neirtfy/shutterstock.com

Вот и еще один носитель титула «Лучший голос России» прибавился к четырем предыдущим любимцам телевизионной аудитории: Дарья Антонюк, студентка Школы-студии МХАТ, воспитанница команды Леонида Агутина, победила в пятом сезоне шоу «Голос». И настал черед уже ее поклонников интересоваться, куда же с экранов делась наша Даша? Продолжают скучать по своей любимице фанаты Дины Гариповой, ищут кумиров в Интернете почитатели Сергея Волчкова, Севары и других талантливых молодых исполнителей. Новых звездочек зажглось немало, но постоянно светят из них единицы.

Как не затеряться на эстрадном небосклоне?

Кумиры Интернета знают верный ответ - написать песню, которая станет популярной. Молодые люди устали от игры в ретро, от вздохов по поводу отсутствия достойных композиторов. Перепевать песни прошлых лет вдруг стало немодно и неинтересно. И на новой эстраде случился всплеск: исполнители сами пишут песни, снимают клипы и могут похвастать фантазией, чувством мелодии, но не сильным вокалом. Самый раскрученный герой новейшей музыки Егор Крид поет, как подросток в караоке.

Возможно, программа «Голос» потеряла часть молодых зрителей. Но это небольшая часть. Как бы ни штормило музыкальные волны, по-прежнему именно телевидение остается заветным маяком, по которому, что бы там ни говорили, ориентируются все артисты. Среди участников пятого «Голоса» было много тех, кого трудно заподозрить в стремлении творить по законам отечественного шоу-бизнеса. Две талантливые петербургские певицы Лера Гехнер и Шура Кузнецова, казалось бы, не нуждались в участии в телешоу, но очевидно, что оно пошло им на пользу. Шура Кузнецова покинула проект довольно быстро, но приобрела много поклонников. Теперь они смогут оценить ее пронзительные песни на стихи поэта Марины Кацубы, которые Шура поет на концертах и выкладывает в социальных сетях.

Обладательница глубокого джазового вокала Лера Гехнер, героиня питерской богемы, и вовсе выступила с сольным номером главной «Новогодней ночи». Можно представить, сколько зрителей запомнили ее имя, большинству ранее не известное. Вокалистка рок-группы «Слот» абсолютно «неформатная» Дария Ставрович тоже по-своему сыграла роль хулиганки, в душе жаждущей похвалы строгих наставников. Массовая культура часто привечает «непослушных детей» и с их помощью завоевывает новую публику.

Сейчас все чаще система раскрутки «через телевизор» дает сбой. Лауреаты шоу редко появляются на обложках журналов, их исключительные голоса не звучат по радио, а клипы не крутят по музыкальным каналам. Может быть, это и к лучшему. Подумаешь, радость - звучать «из каждого утюга», как нынешние кумиры молодежи Иван Дорн и Егор Крид, или выкладывать в Интернете сотни фотографий, чтобы набрать больше лайков и подписчиков... Важно ведь «не перекормить» собою публику, не надоесть ей, как надоели некоторые знаменитые артисты.

Странная история: популярность и талант в какой-то момент разошлись. Новые песни, как и новые картины на выставках или спектакли, создаются не на века, но ради сиюминутного выхлопа. Сегодняшней молодежи нужна быстрая смена впечатлений, постоянное обновление ленты новостей. Маленькие видеоролики в сети «Инстаграм» существуют лишь сутки, потом автоматически исчезают. Одна история сменяет другую; и то, что жизнь коротка для современников, важнее того, что искусство вечно.

Вечное искусство заставляет задуматься о будущем, а сейчас главная ценность - настоящий момент, который надо запечатлеть в картинках, в музыке, в словах. Поэтому тексты песен напоминают статусы в социальных сетях.

Отечественная эстрада новейшего времени разделилась на две дорожки. По одной пошли самородки с хитовыми песнями, по второй - вокалисты от Бога, вынужденные перепевать старые песни, напоминая о главном. По первому пути шагает певица Луна с песенкой про осень, простой, как стихотворение влюбленной школьницы, зато любой школьнице понятной и близкой. По второму - Дина Гарипова с ее волшебным, легко льющимся голосом, от звуков которого сердце рвется ввысь...

Возможно, когда-нибудь дорожки быстротечной жизни и вечного искусства опять сойдутся, и эстрада вновь станет сплоченной, как во времена появления главных символов этой сплоченности - «Голубого огонька» и «Песни года». И композиторы вновь встанут у руля, как раньше, когда исполнители еще не отправились в свободное плавание. Пока эстрадные певцы юны, они думают, что рулевой им не нужен. Но далеко ли они при этом уплывут - вот вопрос.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5876) от 26.01.2017.


Комментарии