Большой зал с простынями. В Филармонии прошел концерт в жанре «арт-манифеста»

В Большом зале Филармонии прошел концерт в жанре «арт-манифеста» под амбициозным названием «Имперские столицы: Санкт-Петербург - Вена. ХХ век». Концерт входил в культурную программу участников IX Петербургского международного газового форума и их австрийских гостей.

Большой зал с простынями. В Филармонии прошел концерт в жанре «арт-манифеста» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В афише значились восходящая европейская звезда Ольга Кульчинская, которая своим амплуа лирико-колоратурного сопрано, тембром и фирменной звонкостью звучания в верхнем регистре напоминает молодую Анну Нетребко, пианист Дмитрий Маслеев, золотой медалист XV конкурса Чайковского, и главная арфистка Венской филармонии Аннелин Ленартс. За пультом оркестра «Новая Россия» был Юрий Башмет. Список композиторов будоражил воображение...

Однако сомнения закрались сразу после входа в зал, который трудно было узнать. Завешенный гигантскими парусами-простынями, он напомнил одесский дворик. Большой зал Филармонии - уже декорация, не требующая дополнительных вмешательств. Зачем же режиссер Виктор Крамер решил украсить простынями от пола до потолка больше половины партера? Ведь любое покушение на пространство этого академического зала чревато нарушениями акустики, искажением звуковых характеристик исполняемых шедевров.

На эти простыни транслировались коллажи из шедевров живописи русских и австрийских художников, но это вряд ли можно назвать полноценным экспонированием. Когда же во время музыки зазвучал еще и текст - плохо артикулированные комментарии к эпохе, искусство которой транслировались в зал, - стало понятно, что ждать художественных открытий не приходится.

В оркестре «Новая Россия» играет молодежь, но это все же не школьники, а как минимум студенты. Однако впечатление складывалось, что оркестр слишком школьный. Чересчур тяжелые медленные темпы в «Танцах рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева сменились малоконтрастным Адажиетто из Пятой симфонии Малера, погрузив зал в летаргию. Маэстро Юрий Башмет пытался координировать свои жесты и листание партитуры. В Первой части из Концерта для арфы с оркестром Глиэра солистка Аннелин Ленартс, безусловно, показалась светлым пятном, но аккомпанемент оркестра портил впечатление своей неуклюжестью.

Первая часть симфонии «Родина» Гавриила Попова - раритет, не входящий в филармонический репертуар. Образ Родины передается хоровой протяжной симфонической песней - в противоположность индивидуалистскому образу Трех пьес для оркестра Антона Веберна, одного из трех нововенцев во главе с Арнольдом Шенбергом. В Адажио для альта и струнных Брамса в переложении Кузьмы Бодрова солировал Юрий Башмет, но в общей оркестровой каше недостаточно смелый и ясный голос его альта абсолютно терялся. Не принесло радости и выступление скрипача Эммануэля Чкнаворяна с «Муками» и «Радостью любви» Крейслера, которые прозвучали блекло в силу искаженной акустики.

Две финальные части Первого фортепианного концерта Шостаковича исполнили пианист Дмитрий Маслеев и трубач Владислав Лаврик. К сожалению, нормальный свет на клавиатуре рояля отсутствовал, и, видимо, это сделало выступление Маслеева неуверенным.

Пожалуй, первым номером, где более-менее сошлись технические параметры исполнения, стала выходная ария Мистера Икс из «Принцессы цирка» Кальмана в исполнении Клеменса Сандера. Порадовал и дуэт Данило и Ганны из «Веселой вдовы», где к Клеменсу присоединилась Ольга Кульчинская. Она же вызвала впервые шквал оваций, исполнив огненную арию Джудитты из одноименной оперетты Легара.

На том можно было бы и завершать концерт, но устроители дожали до двух часов, и в финале были исполнены одно хуже другого Адажио из «Спартака» Хачатуряна и знаменитая, но с трудом узнаваемая в силу оркестрового дисбаланса Румба из музыки Георгия Свиридова к фильму «Время, вперед!», где на передний план вырывались резкие выпячивания ударных.

После этого особо приглашенная публика потянулась в Бетховенское фойе к фуршету, остальные - по домам. По дороге, вероятно, размышляя о том, нужны ли организаторам большие деньги, если непонятно, как их грамотно использовать.

#музыка #концерт #филармония

Комментарии