Большой зал с простынями. В Филармонии прошел концерт в жанре «арт-манифеста»

В Большом зале Филармонии прошел концерт в жанре «арт-манифеста» под амбициозным названием «Имперские столицы: Санкт-Петербург - Вена. ХХ век». Концерт входил в культурную программу участников IX Петербургского международного газового форума и их австрийских гостей.

Большой зал с простынями. В Филармонии прошел концерт в жанре «арт-манифеста» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В афише значились восходящая европейская звезда Ольга Кульчинская, которая своим амплуа лирико-колоратурного сопрано, тембром и фирменной звонкостью звучания в верхнем регистре напоминает молодую Анну Нетребко, пианист Дмитрий Маслеев, золотой медалист XV конкурса Чайковского, и главная арфистка Венской филармонии Аннелин Ленартс. За пультом оркестра «Новая Россия» был Юрий Башмет. Список композиторов будоражил воображение...

Однако сомнения закрались сразу после входа в зал, который трудно было узнать. Завешенный гигантскими парусами-простынями, он напомнил одесский дворик. Большой зал Филармонии - уже декорация, не требующая дополнительных вмешательств. Зачем же режиссер Виктор Крамер решил украсить простынями от пола до потолка больше половины партера? Ведь любое покушение на пространство этого академического зала чревато нарушениями акустики, искажением звуковых характеристик исполняемых шедевров.

На эти простыни транслировались коллажи из шедевров живописи русских и австрийских художников, но это вряд ли можно назвать полноценным экспонированием. Когда же во время музыки зазвучал еще и текст - плохо артикулированные комментарии к эпохе, искусство которой транслировались в зал, - стало понятно, что ждать художественных открытий не приходится.

В оркестре «Новая Россия» играет молодежь, но это все же не школьники, а как минимум студенты. Однако впечатление складывалось, что оркестр слишком школьный. Чересчур тяжелые медленные темпы в «Танцах рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева сменились малоконтрастным Адажиетто из Пятой симфонии Малера, погрузив зал в летаргию. Маэстро Юрий Башмет пытался координировать свои жесты и листание партитуры. В Первой части из Концерта для арфы с оркестром Глиэра солистка Аннелин Ленартс, безусловно, показалась светлым пятном, но аккомпанемент оркестра портил впечатление своей неуклюжестью.

Первая часть симфонии «Родина» Гавриила Попова - раритет, не входящий в филармонический репертуар. Образ Родины передается хоровой протяжной симфонической песней - в противоположность индивидуалистскому образу Трех пьес для оркестра Антона Веберна, одного из трех нововенцев во главе с Арнольдом Шенбергом. В Адажио для альта и струнных Брамса в переложении Кузьмы Бодрова солировал Юрий Башмет, но в общей оркестровой каше недостаточно смелый и ясный голос его альта абсолютно терялся. Не принесло радости и выступление скрипача Эммануэля Чкнаворяна с «Муками» и «Радостью любви» Крейслера, которые прозвучали блекло в силу искаженной акустики.

Две финальные части Первого фортепианного концерта Шостаковича исполнили пианист Дмитрий Маслеев и трубач Владислав Лаврик. К сожалению, нормальный свет на клавиатуре рояля отсутствовал, и, видимо, это сделало выступление Маслеева неуверенным.

Пожалуй, первым номером, где более-менее сошлись технические параметры исполнения, стала выходная ария Мистера Икс из «Принцессы цирка» Кальмана в исполнении Клеменса Сандера. Порадовал и дуэт Данило и Ганны из «Веселой вдовы», где к Клеменсу присоединилась Ольга Кульчинская. Она же вызвала впервые шквал оваций, исполнив огненную арию Джудитты из одноименной оперетты Легара.

На том можно было бы и завершать концерт, но устроители дожали до двух часов, и в финале были исполнены одно хуже другого Адажио из «Спартака» Хачатуряна и знаменитая, но с трудом узнаваемая в силу оркестрового дисбаланса Румба из музыки Георгия Свиридова к фильму «Время, вперед!», где на передний план вырывались резкие выпячивания ударных.

После этого особо приглашенная публика потянулась в Бетховенское фойе к фуршету, остальные - по домам. По дороге, вероятно, размышляя о том, нужны ли организаторам большие деньги, если непонятно, как их грамотно использовать.

#музыка #концерт #филармония

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?