Блокадный бестселлер. Истории о разоблачениях шпионов и диверсантов всегда популярны у читателей

Многие из книг, выпущенных в блокадном Ленинграде, нынче незаслуженно забыты. Между тем, посвященные жителям и защитникам города и созданные по горячим следам, они и сегодня не потеряли своего значения. В этом уверен историк и коллекционер Андрей Кулик, недавно представивший такие издания в библиотеке «Переплет» на Октябрьской набережной. По его словам, ему было особенно важно, чтобы площадкой для выставки стала библиотека, имеющая блокадное прошлое.

Блокадный бестселлер. Истории о разоблачениях шпионов и диверсантов всегда популярны у читателей | Все эти книги были изданы в Ленинграде в 1943 году. / ФОТО автора.

Все эти книги были изданы в Ленинграде в 1943 году. / ФОТО автора.

В нынешнем помещении у Володарского моста библиотека су­ществует с 1974 года, а до этого находилась на проспекте Обуховской Обороны, в здании, известном многим старожилам как трактир «Бережки». Именно там она действовала и во время блокады, причем практически без перерыва. В ней под началом Татьяны Кондратьевой трудились пять сотрудниц, все они в 1943 году были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Сохранились даже инвентарные описи, в которых есть записи военного времени о закупке книг. К примеру, в пяти экземплярах была закуплена книга Дмитрия Лихачева и Марии Тихановой «Оборона древнерусских городов», изданная в осажденном Ленинграде в 1942 году. Есть она и на выставке.

Когда вспоминают об этой книге, всегда почему‑то упоминают только авторство Лихачева. А на самом деле при ее создании роль Марии Александровны Тихановой — археолога, заведующей сектором Древней Руси и Восточной Европы Института истории материальной культуры, была не меньшей. Фактически это был совместный труд двух авторов, — говорит Кулик.

Ученые начали работу над книгой в начале 1942 года, а уже в мае она увидела свет. В продажу почти не попала, поскольку была предназначена для бойцов Ленинградского фронта. В тексте не раз подчеркивалась преемственность бойцов Красной армии и русских ратников и неизменно проводилась мысль, что города защищает не только сила оружия, но и сила духа…

На выставке представлено несколько десятков книг, это лишь небольшая часть собрания Андрея Кулика, а всего же — и это не может не поражать! — общая «блокадная библиотека» могла бы составить не меньше двух тысяч различных названий.

У каждой книги в моей коллекции — своя история, — говорит Кулик. — Что‑то подарено теми, кто пережил блокаду, что‑то куп­лено в букинистических магазинах и в Интернете, причем ряд книг, приобретенных у антикваров, имеют экслибрис известного ленинградского коллекционера Юрия Маретина. А некоторые издания я просто нашел на помойках: их выбросили за ненужностью…

Выставка начинается со сборника Владимира Маяковского «Стихи о войне», изданного «Военмориздатом» еще до начала блокады. В него собрали произведения поэта, созданные в годы Гражданской войны. Хотя тираж был стотысячным, нынче это очень редкое издание.

Рядом — брошюра «Пушкин и Родина». Историки считают, что это едва ли не первая книга, подписанная в печать уже после того, как Ленинград оказался в кольце, — 10 сентября 1941 года. Ее авторы — искусствоведы Борис Томашевский и Грушкин (инициалы «А. И.» расшифровать не удалось).

Настоящим «блокадным бестселлером» стала брошюра начальника управления НКВД по городу и области Петра Кубаткина «Происки фашистской разведки в Ленинграде». В ней собраны короткие истории о том, как спецслужбы пресекали диверсии и разоблачали вражеских шпионов.

Почему бестселлер? Потому что это редкий случай, чтобы в блокадном Ленинграде книга была переиздана, — поясняет коллекционер. — Первое издание было подписано в апреле 1942 года, второе — в августе. У первого и обложка попроще, и бумага похуже. Текст оставался неизменным.

Неизменный интерес горожан вызывали книги о народных мстителях. Автор одной из них, изданной в 1943 году, «Партизанская война в Ленинградской области», — Михаил Никитин, начальник Ленинградского штаба партизанского движения. И еще «Год борьбы в тылу врага» — документальные записки участника народного сопротивления. Имя его в книге не было раскрыто.

В основном в блокадном городе издавали маленькие тонкие брошюры, зачастую карманного формата. Именно такими были серии «Гениальные люди великой русской нации» и «Наши великие предки», которые начали выходить с 1942 года. В ряду предков наряду с Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским, Суворовым оказался и герой Первой мировой генерал Алексей Брусилов. А написал о нем профессор ЛГУ Владимир Мавродин.

Но выходили книги не только о героях прошлого. С 1942 года издавалась серия, рассказывавшая о лучших бойцах Ленинградского фронта — пехотинцах, артиллеристах, летчиках. В 1943 году по­явилась серия брошюр, посвященная героям непокоренного города — представителям самых разных профессий: учительнице, врачу, даже водопроводчику.

В 1944 году, уже после освобож­дения от блокады, в городе стали печатать толстые книги в твердой обложке. В их числе «Героический Ленинград» — отчет партийной организации о том, как осуществлялась оборона города.

Эта книга — наградная, — поясняет Андрей Кулик. — На форзаце было напечатано изображение медали «За оборону Ленинграда», рядом оставлено место для указания того, кому и где книга вручена, и фамилии начальника воинской части. На издании, которое было представлено на выставке, есть указание на аэродром «Касимово» во Всеволожском районе. По всей видимости, именно там она и была вручена, а вот имя ее обладателя осталось неизвестным.


#книги #библиотека #блокада Ленинграда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7358) от 16.02.2023 под заголовком «Блокадный бестселлер».


Комментарии