Без неожиданностей

В Москве прошла семнадцатая международная книжная ярмарка Non/fiction, одно из важнейших литературных событий в нашей стране.

Без неожиданностей | ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai Halud/shutterstock.com

Строго говоря, «нон-фикшн» — это любая литература, лишенная зерна художественного вымысла. Поваренная книга, школьный учебник, фотоальбом, биография поп-звезды, парамедицинская книжка «Как победить рак отваром ромашки» – и так далее, и тому подобное. Почему в нашей стране этот термин стал синонимом «книг для умных», включая романы, повести и рассказы, тема для отдельного журналистского расследования. В любом случае именно под вывеской Non/fiction вот уже семнадцать лет подряд проходит самая престижная отечественная выставка интеллектуальной литературы.

В этом сезоне ярмарка не преподнесла неожиданностей: состоялась в привычное время и в привычном месте, в Центральном доме художника на Крымском Валу. Как и в прошлом, и в позапрошлом году, целый этаж был отдан издательствам, выпускающим детскую и подростковую литературу, а также антикварам, торгующим коллекционными виниловыми пластинками. Другой важной составляющей стала «программа иллюстраторов», в которой приняли участие не только отечественные и зарубежные художники, но и теоретики книжной иллюстрации из разных стран. Впервые отдельная зона была выделена под презентацию кулинарной литературы и популярные лекции на эту тему, безусловно, живо волнующую всех интеллектуалов России, – нечто подобное завсегдатаи книжных мероприятий уже наблюдали в сентябре на ММКВЯ.

Ряды издательств, представивших свои стенды, ощутимо поредели – это заметно невооруженным глазом. Причины понятны: прогрессирующий спад в отрасли и общая нервозная атмосфера в стане издателей интеллектуальной литературы. К сожалению, не смогли приехать многие представители регионов – зато вокруг стенда «Альянса независимых книгоиздателей» народу было не протолкнуться. Сегодня «Нон-фикшн» остается едва ли не единственной крупной книжной ярмаркой России, где всепроникающее влияние медиахолдинга, включающего «АСТ» и «Эксмо», чувствуется не слишком остро. Спору нет, редакция Елены Шубиной (имиджевое подразделение «АСТ», которому издательство обязано большей частью литературных премий) собрала под своим крылом лучших прозаиков России, а «Манн, Иванов и Фербер» (импринт «Эксмо») печатает образцовую деловую и научно-популярную литературу. Но даже в пределах Садового кольца, оказывается, есть и другие издательства – не обладающие ресурсами и возможностями монополиста, но свое дело знающие крепко. У каждого из них есть своя ниша, свои топ-авторы и своя аудитория – скромная, но преданная.

Впрочем, почти все книги, представленные на «Нон-фикшн», можно при желании без труда найти в петербургских и московских книжных магазинах, а на книжной ярмарке в ДК им. Крупской – по куда более гуманным ценам. В Центральный дом художника приходят за другим. Ярмарка интеллектуальной литературы – прежде всего повод по-вампирски подпитаться высококачественным креативом. Увы, по этой части нынешняя выставка заметно проигрывала прошлогодней.

Если на ММКВЯ идут, чтобы просто посмотреть на «настоящих, живых, говорящих писателей», то организаторы «Нон-фикшн» всегда особое внимание уделяли содержанию выступлений и подбору ораторов. В этом году явку на ярмарку большинства популярных авторов (от Михаила Веллера до Леонида Юзефовича и от Эдварда Радзинского до Макса Фрая) обеспечивали все те же «Эксмо» и «АСТ». Не обошлось без ярких, увлекательных научно-популярных лекций: например, определенный резонанс вызвало выступление французского экономиста левого толка Томаса Пикетти, автора книги «Капитал в XXI веке», посвященное имущественному неравенству. Но презентации новинок протекали слишком предсказуемо, писатели повторяли то, что уже говорили тысячу раз в многочисленных интервью, а лекции при всех своих достоинствах были адресованы скорее профессионалам, чем просто любопытствующим...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5603) от 10.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?