Батька Махно и дама под вуалью. В Строгановском дворце открылась выставка Александра Тышлера

В Строгановском дворце Русского музея открыта выставка Александра Тышлера (1898 - 1980). Она приурочена к Году театра, ведь Тышлер был талантливым сценографом. В его послужном списке - работа с Таировым, Мейерхольдом, Михоэлсом, Завадским.

Батька Махно и дама под вуалью. В Строгановском дворце открылась выставка Александра Тышлера  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Однако на этой выставке (кстати, первой выставке этого художника в Русском музее) собственно театральных его работ совсем немного. Это в основном графические листы, которые мы в большинстве своем никогда не видели и вряд ли сможем увидеть после завершения показа. Графика, как известно, боится света и потому редко покидает фонды.

Мне показались особенно интересными эскизы костюмов и декораций, созданных Тышлером к спектаклям ленинградских театров. Это прежде всего изящный, виртуозно выполненный, отточенный эскиз костюма Ричарда III. Спектакль по трагедии Шекспира шел в БДТ в 1930-е годы. Можно увидеть также эскизы костюмов к спектаклю по повести Чехова «Дуэль», который поставила в 1954 году в Театре им. Ленсовета Надежда Бромлей. И эскизы декораций к спектаклю по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера» в Театре драмы им. Пушкина. Его поставили в 1959 году, в эпоху «оттепели».

Основа экспозиции - станковые работы Тышлера. Однако, как считают создатели выставки, это тоже театр - «театр станковых работ». Присущие стилю художника волшебное преображение реальности, игровое начало проявляются и в них.

Художник говорил, что с детских лет был пленен народным театром, балаганами, народными праздниками и представлениями.

Его театр разный - иногда романтический, порой - зловещий. На выставке показаны пять листов 1969 года из серии «Агитпоезд (Театр Гражданской войны)». Вместе они складываются в спектакль, повествуя о кочевой жизни актеров, которые разыгрывают в теплушках трагедии и комедии.

Реальность времен революции и Гражданской была столь фантастической, что, наверное, легче всего ее было выразить средствами театра.

На выставке есть несколько листов из серии «Расстрел и погром». Например, рисунки о приключениях анархиста Нестора Махно и его сподвижников. Тышлер присутствовал в 1918 году при их экстравагантном вхождении в Мелитополь. Они вошли туда под видом свадьбы, а сам Махно был одет в платье невесты.

Есть и трагические работы более позднего периода, созданные по воспоминаниям, которые не отпускали. «Расстрел голубя» - иллюстрация к реальной истории, о которой Тышлер прочитал в газете. Голубь был почтовым и, по мнению полиции, переносил агентурные сведения, за что, по законам военного времени, был приговорен к расстрелу.

Не обошлась, конечно, выставка без знаменитых тышлеровских девушек с цветочными корзинами, домиками на головах. Как бы соединение двух жанров - портрета и натюрморта.

Тышлер говорил, что его возникновение связано с детскими воспоминаниями. «В 1908 или 1910 году все ждали комету Галлея. Все вокруг было пропитано этой кометой... Даже на шляпках, которые носили женщины, впереди была звездочка, от нее шел назад хвост оранжевого цвета».

Но смотришь на «Даму с вуалью» и понимаешь, что тут «дело не в шляпе». Превращение обычных женщин в создания неземной красоты происходит по другим причинам. Шляпка - хоть и с вуалью, но обыкновенная. А женщина - волшебно красива. И такой ее делает кисть художника, живопись - мерцающая, переливчатая, как морская вода или небеса. Оттенки изумрудного и бирюзового на платье, точечные вспышки алого и золотого - как искорки огня... Тема Прекрасной дамы всегда присутствовала в творчестве художника.

Судьба Александра Тышлера как художника - странная. Происхождение у него было самое что ни на есть «правильное» по тем временам: родился в семье столяра-краснодеревщика. Революцию принял сразу, безоговорочно, ушел добровольцем в Красную армию. Учился в Киеве у Александры Экстер и в Москве у Фаворского, был одно время членом Общества станковистов (ОСТ). А вот в социалистический реализм не вписался и от «магистральных» тем был далек. Никакого тебе «Спорта» и «Труда», как, скажем, у его современников Дейнеки и Самохвалова, работы которых сейчас можно увидеть на выставке в ЦВЗ «Манеж». Его иногда называют одним из основателей советского неофициального искусства, хотя художник вряд ли об этом думал. Просто рисовал то, что хотел.

#искусство #выставка #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6587) от 12.12.2019 под заголовком «Батька Махно и дама под вуалью».


Комментарии