Балаклава от Gucci. В продаже появляются дизайнерские защитные маски

Улицы городов опустели. Миллионы людей сидят на карантине, закрывшись в своих домах, словно за дверью притаилось чудовище. А если выходят, то в масках, которые весной 2020-го стали самым востребованным аксессуаром. Они словно щит, защищающий от чудовища. Или хотя бы дарующий иллюзию защищенности.

Балаклава от Gucci. В продаже появляются дизайнерские защитные маски | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Зловещий маскарад

Вспомним историю защитных масок. Она началась в Европе в Средние века, когда свирепствовала эпидемия чумы. Именно тогда появились специальные защитные маски для врачей. Выглядели они довольно зловеще: маска имела «нос», похожий на птичий клюв. Туда помещали сушеные травы или смоченную в уксусе губку. Маски работали как респираторы.

Постепенно многие болезни были укрощены и посажены на цепь. Победил мир даже «черную смерть» - чуму. Медицинские маски в том виде, в каком мы их знаем сейчас, появились в середине XIX века. Когда в 1918 году началась пандемия испанки - страшного гриппа, поражающего легкие, - настал их звездный час. В Сети сейчас гуляет фотография, якобы сделанная в то время. На ней запечатлена семья в марлевых масках. Запоминается она потому, что маска одета даже на кота, который таращится в камеру, сидя на руках у мужчины. Трогательно, но кажется, что снимок все-таки фейк.

Маски не спасли от огромного количества жертв - пандемия унесла от 50 до 100 миллионов. Одну из жертв лично мне особенно жаль - это звезда немого кино нежная красавица Вера Холодная. Она умерла от испанки, будучи в Одессе, в 1919 году. Проститься с ней, как вспоминают современники, пришел весь город. Ей было всего 26 лет. «Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль...» - слова из посвященной ей песенки Вертинского, который словно напророчил актрисе смерть.

Под темной вуалью

В начале двадцать первого века маски вновь вышли за пределы врачебных кабинетов и операционных. Рост населения планеты, ухудшение экологии, скученность в мегаполисах привели к тому, что маски стали входить в повседневный обиход. Прежде всего в Азии. Востребованными они стали еще и в связи с новыми эпидемиями - стоит вспомнить хотя бы вспышку атипичной пневмонии в Китае, случившуюся в 2002 - 2003 годах. Даже после подавления заразы многие продолжали носить маски. В крупных азиатских городах они стали непременным атрибутом уличного стиля. Похоже, сейчас маски войдут в костюм и европейцев, и американцев. И, возможно, останутся в нем даже после победы над эпидемией.

Одним из первых тему маски (не медицинской, не карнавальной, а маски как защиты от агрессивной окружающей среды и от чужих недобрых взглядов) на подиуме воплотил бельгийский дизайнер Мартин Маржела. Модельер загадочный, окруживший свою жизнь завесой тайны, никогда не появляющийся на публике и уж тем более не мелькающий в СМИ.

Маски, напоминающие балаклавы с прорезями для глаз и рта, появились в его коллекциях несколько лет назад. Это манифест анонимности, а значит - свободы личности в век, когда многие освещают каждый свой шаг и чих в социальных сетях, а на улицах, в метро, магазинах, подъездах жилых домов за нами следят камеры.

Балаклавы от Маржела были декорированы стразами или объемными цветами.

Американский модельер Марк Джейкобс тоже предвосхитил моду на «медицинскую» тему. В 2008 году показ весенней коллекции, созданной им для Louis Vuitton, открыли 12 «медсестер» в прозрачных черных масках с узором из букв LV - логотипом знаменитой марки.

В начале этого года, еще до карантинной эпохи, подобная маска из черной прозрачной ткани прикрывала нижнюю часть лица популярной у подростков певицы Билли Айлиш на церемонии «Грэмми». Маску, как и весь наряд певицы, включая мешковатый костюм, зеленый цвет волос и маникюр, создали в модном доме «Гуччи».

Кстати, сейчас французский модный концерн, куда входят Louis Vuitton, Dior, Celine, Fendi, занялся массовым производством медицинских масок. К движению подключились и многие другие модные бренды, включая Gucci, Balenciaga, Saint Laurent, Prada. А также ведущие марки масс-маркета - например, испанская компания Zara, шведская H&M. И если производство массовым тиражом медицинских масок - своего рода благотворительность, вклад в борьбу за здоровье нации, то дизайнерские маски стоят довольно дорого.

Голь на выдумки хитра

Для работы в больницах дизайнерские маски, конечно, не годятся. Но на улицах и в магазинах, куда мы в большинстве своем вынуждены выходить несколько раз в неделю, защитят. И, кроме того, поднимут настроение.

В петербургских аптеках масок практически нет. Но наш народ, закаленный трудностями, демонстрирует верность поговорки «голь на выдумки хитра».

Многие сели за швейные машинки, как в 1990-е годы, когда царил тотальный дефицит. Мне по всем правилам сшила маску коллега: снабженная съемной марлевой прокладкой, маска украшена рисунком с котиками. Другому коллеге в подарок досталась маска для настоящих мужчин - черная, с изображенными на ней лихо закрученными усами.

«Похоже, на наших глазах рождается еще один культурный феномен нашего удивительного города. Мне удалось увидеть три предложения защитных масок от петербургских дизайнеров - Анны Михайловой (дизайнера шляп. - Прим. автора), Елены Бадмаевой и Стаса Лопаткина, - написал в соцсетях коллекционер винтажной одежды историк моды Павел Абрамов. - Думаю, по прошествии времени эти аксессуары достойны будут места в музее моды нашего города. А пока - время собирать коллекцию».

Стас Лопаткин предлагает маски изо льна и хлопка с вышитыми жуками и стрекозами. «Вышивки должны были украшать платья на летнем показе в Царском Селе, но теперь они послужат другим целям! Красота спасет мир, я это точно знаю!» - пишет модельер в «Инстаграме». Эх, если бы это было так.

#маски #дизайнер #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Балаклава от Gucci».


Комментарии