Балаклава от Gucci. В продаже появляются дизайнерские защитные маски
Улицы городов опустели. Миллионы людей сидят на карантине, закрывшись в своих домах, словно за дверью притаилось чудовище. А если выходят, то в масках, которые весной 2020-го стали самым востребованным аксессуаром. Они словно щит, защищающий от чудовища. Или хотя бы дарующий иллюзию защищенности.

Иллюстрация pixabay.com
Зловещий маскарад
Вспомним историю защитных масок. Она началась в Европе в Средние века, когда свирепствовала эпидемия чумы. Именно тогда появились специальные защитные маски для врачей. Выглядели они довольно зловеще: маска имела «нос», похожий на птичий клюв. Туда помещали сушеные травы или смоченную в уксусе губку. Маски работали как респираторы.
Постепенно многие болезни были укрощены и посажены на цепь. Победил мир даже «черную смерть» - чуму. Медицинские маски в том виде, в каком мы их знаем сейчас, появились в середине XIX века. Когда в 1918 году началась пандемия испанки - страшного гриппа, поражающего легкие, - настал их звездный час. В Сети сейчас гуляет фотография, якобы сделанная в то время. На ней запечатлена семья в марлевых масках. Запоминается она потому, что маска одета даже на кота, который таращится в камеру, сидя на руках у мужчины. Трогательно, но кажется, что снимок все-таки фейк.
Маски не спасли от огромного количества жертв - пандемия унесла от 50 до 100 миллионов. Одну из жертв лично мне особенно жаль - это звезда немого кино нежная красавица Вера Холодная. Она умерла от испанки, будучи в Одессе, в 1919 году. Проститься с ней, как вспоминают современники, пришел весь город. Ей было всего 26 лет. «Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль...» - слова из посвященной ей песенки Вертинского, который словно напророчил актрисе смерть.
Под темной вуалью
В начале двадцать первого века маски вновь вышли за пределы врачебных кабинетов и операционных. Рост населения планеты, ухудшение экологии, скученность в мегаполисах привели к тому, что маски стали входить в повседневный обиход. Прежде всего в Азии. Востребованными они стали еще и в связи с новыми эпидемиями - стоит вспомнить хотя бы вспышку атипичной пневмонии в Китае, случившуюся в 2002 - 2003 годах. Даже после подавления заразы многие продолжали носить маски. В крупных азиатских городах они стали непременным атрибутом уличного стиля. Похоже, сейчас маски войдут в костюм и европейцев, и американцев. И, возможно, останутся в нем даже после победы над эпидемией.
Одним из первых тему маски (не медицинской, не карнавальной, а маски как защиты от агрессивной окружающей среды и от чужих недобрых взглядов) на подиуме воплотил бельгийский дизайнер Мартин Маржела. Модельер загадочный, окруживший свою жизнь завесой тайны, никогда не появляющийся на публике и уж тем более не мелькающий в СМИ.
Маски, напоминающие балаклавы с прорезями для глаз и рта, появились в его коллекциях несколько лет назад. Это манифест анонимности, а значит - свободы личности в век, когда многие освещают каждый свой шаг и чих в социальных сетях, а на улицах, в метро, магазинах, подъездах жилых домов за нами следят камеры.
Балаклавы от Маржела были декорированы стразами или объемными цветами.
Американский модельер Марк Джейкобс тоже предвосхитил моду на «медицинскую» тему. В 2008 году показ весенней коллекции, созданной им для Louis Vuitton, открыли 12 «медсестер» в прозрачных черных масках с узором из букв LV - логотипом знаменитой марки.
В начале этого года, еще до карантинной эпохи, подобная маска из черной прозрачной ткани прикрывала нижнюю часть лица популярной у подростков певицы Билли Айлиш на церемонии «Грэмми». Маску, как и весь наряд певицы, включая мешковатый костюм, зеленый цвет волос и маникюр, создали в модном доме «Гуччи».
Кстати, сейчас французский модный концерн, куда входят Louis Vuitton, Dior, Celine, Fendi, занялся массовым производством медицинских масок. К движению подключились и многие другие модные бренды, включая Gucci, Balenciaga, Saint Laurent, Prada. А также ведущие марки масс-маркета - например, испанская компания Zara, шведская H&M. И если производство массовым тиражом медицинских масок - своего рода благотворительность, вклад в борьбу за здоровье нации, то дизайнерские маски стоят довольно дорого.
Голь на выдумки хитра
Для работы в больницах дизайнерские маски, конечно, не годятся. Но на улицах и в магазинах, куда мы в большинстве своем вынуждены выходить несколько раз в неделю, защитят. И, кроме того, поднимут настроение.
В петербургских аптеках масок практически нет. Но наш народ, закаленный трудностями, демонстрирует верность поговорки «голь на выдумки хитра».
Многие сели за швейные машинки, как в 1990-е годы, когда царил тотальный дефицит. Мне по всем правилам сшила маску коллега: снабженная съемной марлевой прокладкой, маска украшена рисунком с котиками. Другому коллеге в подарок досталась маска для настоящих мужчин - черная, с изображенными на ней лихо закрученными усами.
«Похоже, на наших глазах рождается еще один культурный феномен нашего удивительного города. Мне удалось увидеть три предложения защитных масок от петербургских дизайнеров - Анны Михайловой (дизайнера шляп. - Прим. автора), Елены Бадмаевой и Стаса Лопаткина, - написал в соцсетях коллекционер винтажной одежды историк моды Павел Абрамов. - Думаю, по прошествии времени эти аксессуары достойны будут места в музее моды нашего города. А пока - время собирать коллекцию».
Стас Лопаткин предлагает маски изо льна и хлопка с вышитыми жуками и стрекозами. «Вышивки должны были украшать платья на летнем показе в Царском Селе, но теперь они послужат другим целям! Красота спасет мир, я это точно знаю!» - пишет модельер в «Инстаграме». Эх, если бы это было так.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Балаклава от Gucci».
Материалы рубрики
Бизнес на легком старте. Новости промышленности 20 января 2021
Эффективность работы на Кронштадтском морском заводе выросла
В Петербурге построят новую площадку ПНК им. Кирова
Легпром перевооружается. Новости промышленности: 13 января 2021 года
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии