Авангардный ландшафт. «Союз молодежи» открыл выставку в Русском музее

В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку «Союз молодежи», посвященную малоизвестной широкой публике странице истории отечественного искусства. В анфиладе залов больше двух с половиной сотен произведений из тринадцати музейных собраний России, Армении, Латвии, частных коллекций.

Авангардный ландшафт. «Союз молодежи» открыл выставку в Русском музее | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка рассказывает о художественном ландшафте начала ХХ века, времени, когда формировался авангард. Точнее, о первом объединении художников авангарда - «Союз молодежи». Он ярко заявил о себе, существовал с апреля 1910-го по январь 1914 года. До сих пор нет исчерпывающих ответов, почему он возник и почему распался.

«Союз молодежи» на полтора года опередил московский «Бубновый валет». Он образовался в нашем городе, и все четыре года деятельности в адресной книге «Весь Петербург» печатался первый параграф устава, в сокращенном виде излагавший цели объединения: «ознакомление с современными течениями в искусстве, развитие эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью».

Масштаб творческих акций за неполных четыре года впечатляет: семь выставок, выпуск трех номеров первого в стране журнала о современном искусстве, издание книг, шесть диспутов по актуальным проблемам творчества, четыре спектакля, поставленных в новаторской сценографии, в том числе опера-буфф «Победа над Солнцем», в которой впервые появился «Черный квадрат» Малевича.

Союз объединил 86 художников-новаторов, по большей части не достигших тридцатилетнего возраста. Он складывался из множества имен, которые у всех на слуху: Ольга Розанова, Павел Филонов, Владимир Татлин, Казимир Малевич, Михаил Матишин, Давид Бурлюк и другие художники, сказавшие веское слово в новом искусстве. Финансировал бурную деятельность сообщества - акции, спектакли, выставки - фабрикант, меценат, коллекционер Левкий Жевержеев.

«Союз молодежи» был открыт для всех направлений нового искусства, он принимал на своей площадке художников разных стилей. Диктата, общей платформы не существовало. С первой выставки к участию были приглашены московские художники.

Огромный архив «Союза молодежи» хранится в Русском музее - автографы, переписка, чеки, каталоги... Но выставок, посвященных этой странице истории авангарда, не было.

Организаторы нынешнего показа столкнулись с проблемой: как показать творческое сообщество, если у него отсутствовала единая платформа? Реконструкция какой-либо из семи выставок невозможна. По каталогам, в них приняли участие более 80 художников, которые показали более 1000 произведений. Сохранилось меньше половины, это вещи героев авангарда. Трудно было соблюсти баланс между художниками известными и оставшимися в тени, но реальными членами союза на протяжении всего времени.

Было принято решение показать тех, кого можно. Персональные блоки у Иосифа Школьника, Ольги Розановой, Михаила Матюшина и Елены Гуро... Зал, где представлены театральные эскизы, дает представление о том, какими мощными были постановки авангардных спектаклей.

Перед посетителями известные имена и имена незнакомые. В финале мемориальная стена с фотографиями и строчками биографий.

#выставка #ландшафт #Союз молодежи #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6483) от 18.07.2019 под заголовком «Авангардный ландшафт».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?