Авангардный ландшафт. «Союз молодежи» открыл выставку в Русском музее
В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку «Союз молодежи», посвященную малоизвестной широкой публике странице истории отечественного искусства. В анфиладе залов больше двух с половиной сотен произведений из тринадцати музейных собраний России, Армении, Латвии, частных коллекций.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Выставка рассказывает о художественном ландшафте начала ХХ века, времени, когда формировался авангард. Точнее, о первом объединении художников авангарда - «Союз молодежи». Он ярко заявил о себе, существовал с апреля 1910-го по январь 1914 года. До сих пор нет исчерпывающих ответов, почему он возник и почему распался.
«Союз молодежи» на полтора года опередил московский «Бубновый валет». Он образовался в нашем городе, и все четыре года деятельности в адресной книге «Весь Петербург» печатался первый параграф устава, в сокращенном виде излагавший цели объединения: «ознакомление с современными течениями в искусстве, развитие эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью».
Масштаб творческих акций за неполных четыре года впечатляет: семь выставок, выпуск трех номеров первого в стране журнала о современном искусстве, издание книг, шесть диспутов по актуальным проблемам творчества, четыре спектакля, поставленных в новаторской сценографии, в том числе опера-буфф «Победа над Солнцем», в которой впервые появился «Черный квадрат» Малевича.
Союз объединил 86 художников-новаторов, по большей части не достигших тридцатилетнего возраста. Он складывался из множества имен, которые у всех на слуху: Ольга Розанова, Павел Филонов, Владимир Татлин, Казимир Малевич, Михаил Матишин, Давид Бурлюк и другие художники, сказавшие веское слово в новом искусстве. Финансировал бурную деятельность сообщества - акции, спектакли, выставки - фабрикант, меценат, коллекционер Левкий Жевержеев.
«Союз молодежи» был открыт для всех направлений нового искусства, он принимал на своей площадке художников разных стилей. Диктата, общей платформы не существовало. С первой выставки к участию были приглашены московские художники.
Огромный архив «Союза молодежи» хранится в Русском музее - автографы, переписка, чеки, каталоги... Но выставок, посвященных этой странице истории авангарда, не было.
Организаторы нынешнего показа столкнулись с проблемой: как показать творческое сообщество, если у него отсутствовала единая платформа? Реконструкция какой-либо из семи выставок невозможна. По каталогам, в них приняли участие более 80 художников, которые показали более 1000 произведений. Сохранилось меньше половины, это вещи героев авангарда. Трудно было соблюсти баланс между художниками известными и оставшимися в тени, но реальными членами союза на протяжении всего времени.
Было принято решение показать тех, кого можно. Персональные блоки у Иосифа Школьника, Ольги Розановой, Михаила Матюшина и Елены Гуро... Зал, где представлены театральные эскизы, дает представление о том, какими мощными были постановки авангардных спектаклей.
Перед посетителями известные имена и имена незнакомые. В финале мемориальная стена с фотографиями и строчками биографий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6483) от 18.07.2019 под заголовком «Авангардный ландшафт».
Комментарии