«Арлекин» учит летать

Завершился XIII всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». В его как обычно насыщенной программе в этом году было шесть конкурсных и десять внеконкурсных спектаклей. Часть из них (как, например, «Русалочку» екатеринбургского ТЮЗа) приходилось демонстрировать на видео – эти постановки настолько плотно встроены в интерьеры своих театров, что вынуть их оттуда без потерь невозможно. И тем не менее их участие в программе важно: «Арлекин», будучи детской «Золотой маской», помимо прочих выполняет WSи функцию профессионального отбора российских спектаклей для детей, устанавливая общезначимые художественные приоритеты.

«Арлекин» учит летать | Сцена из спектакля «Алиsа». ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сцена из спектакля «Алиsа». ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Если прошлогодний фестиваль порадовал простодушными спектаклями бэби-театра, предназначенными для самых маленьких зрителей, наблюдение за которыми во время представления становится отдельным бонусом для взрослой публики, то в этом году на «Арлекине» много пели. Пели в операх, мюзиклах, видеоперформансах и даже квестах, в крайнем случае – танцевали в балетных пасторалях и где придется.

Открылся фестиваль в театре «Зазеркалье» «Ноевым ковчегом» – детской оперой Бенджамина Бриттена по Честерскому мираклю XVI века в постановке Александра Петрова. Оперное искусство (а вместе с ним и принципы театрального устройства в целом) юные зрители имели возможность постигать во время «Путешествия в Страну джамблей» Петра Поспелова (режиссер Мария Литвинова поставила эту «оперу-квест» в Пермском театре оперы и балета, а на «Арлекине» ее показывали на видео). Вслед за героями стихов Эдварда Лира запели и гоголевские персонажи – театр «Зазеркалье» представил свой спектакль «От Петербурга до Миргорода» (по операм Ильи Кузнецова «Шинель» и Геннадия Банщикова «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Музыкальным оказался и победитель – главного «Арлекина» в этом году получил спектакль «Странствия Нильса» Театра имени Ленсовета, мюзикл Александра Шаврина и Максима Леонидова по сказке Сельмы Лагерлеф в постановке Марии Романовой. К этому популярному в Петербурге спектаклю с самого начала предъявлялись претензии по части драматургии, ритмических провалов и некоторой невнятности и бессвязности музыкальных номеров. Однако многое искупалось молодой энергией, занятными костюмами и впечатляющими декорациями Эмиля Капелюша, организовавшего стае гусей ночной полет на подручных конструкциях.

Умение летать приветствовалось и в другом известном в городе детском спектакле – Небольшой драматический театр, специализирующийся, как известно, на классике, серьезных темах и страстях такого накала, что не всякий взрослый выдержит, удивил всех, поставив «Волшебника страны Оз», получившегося у режиссеров Кирилла Семина и Евгения Карпова исключительно занятным и простодушно-рукотворным. В этом спектакле есть обаяние домашнего театра, созданного родителями для своих детей и их непоседливых друзей. «Волшебник» получил спецпремию дирекции фестиваля за актерский ансамбль, но главным «летчиком» оказалась фантастическая Хельга Филиппова, сыгравшая Летучую обезьяну, самого героически-непобедимого, нелепого и безумно-вдохновенного ветерана всех волшебных войн. Если бывает в искусстве трагический гротеск – то это как раз он.

На нынешнем зрелищном, музыкальном, певучем и живописном «Арлекине» особенно стало заметно то, как сдает свои позиции повествовательный театр – тот, что рассказывает истории. Спектакли все охотнее превращаются в некую последовательность более или менее эффектных номеров, и хорошо, когда эта последовательность – связная. Потому что бывает и по-другому. Но, вероятно, именно в детском театре, для зрителя, который любит послушать «про интересное» и еще не отвык от сказок перед сном, хорошая история и доверительный разговор продержатся дольше, чем во взрослом. Поговорить со своей публикой о серьезных вещах на «Арлекине» старались в спектакле «Колино сочинение» Яны Туминой по мотивам книги Сергея Голышева «Мой сын – даун». Особенный Колин мир был воплощен в поэтических образах кукольного театра.

Еще одним любопытным спектаклем «Арлекина» с нестандартной литературной основой оказались «Пуськи бятые», поставленные Антоном Оконешниковым на Новой сцене Александринского театра. В этой работе по знаменитым «лингвистическим» сказкам Людмилы Петрушевской зрители должны были задействовать собственное воображение, чтобы ощутить прелесть приключений «калуши с ее калушатами». «Пуськи бятые» получили приз Ассоциации театральных критиков – не иначе как за особую «кузявость».

Но главным событием фестиваля, конечно, стал показ спектакля красноярского ТЮЗа «Алиsа», поставленный по мотивам сказки Льюиса Кэрролла. режиссером-художником Даниилом Ахмедовым. В «Алиse», заявленной как опыт «визуального театра», практически не было слов, и настоящее удовольствие тут могли получить либо те зрители, которые уже читали книжку (будем надеяться, что в зале их было немало), либо те, для кого эффектные яркие видения и вовсе могут быть не связаны ни с какой конкретной историей (из них, собственно, и рекрутирует публику актуальный театр).

Эффектов и в самом деле было немало: красота сценической «картинки» и феерические костюмы исключительно радовали глаз. Героиня (ее играли одновременно несколько актрис, включая маленькую девочку) росла и уменьшалась благодаря волшебным свойствам видеопроекции и театра теней, неоднократно переживала «раздвоение» личности и пыталась догнать самое себя в путанице многочисленных одинаковых дверей (в лучшем номере спектакля творчески переосмыслена знаменитая мизансцена мейерхольдовского «Ревизора»). Белые кролики, изысканные карты и домино без устали устраивали танцы, Труляля и Траляля играли с публикой в мячик и, обаятельно пища на клоунском «асисяйском» языке, показывали старые студенческие этюды. Синяя Гусеница танцевала восточный танец на сцене и превращалась в бабочку на экране, пластмассовые тарелки и чашки во время сумасшедшего чаепития эффектным фонтаном били в воздух, Чеширского кота собирали по частям из белых блоков – и его знаменитая улыбка в самом деле норовила соскользнуть с кошачьей физиономии, мерцая в лучах видеопроекции. А Алиса, которой суждено было упасть в кроличью нору, на самом деле парила над сценой и вдоль нее, лихо пролетая над партером с помощью невидимого (почти совсем-совсем никому) крана и системы тросов.

Этот спектакль, получивший недавно спецпремию жюри «Золотой маски» с формулировкой «за яркий образец спектакля-феерии», целиком оправдал свою репутацию. Если бы трюки, намекающие на свое цирковое происхождение, были чуть сложнее, а хореография – несколько искуснее, то красноярская «Алиsa» вполне могла бы поспорить с представлениями цирка «Дю Солей». Но, в конце концов, Роман Феодори и Даниил Ахмедов еще только учатся летать. Зато они уже точно знают, с какой стороны гриба надо откусывать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (5697) от 10.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...