«Арлекин» учит летать

Завершился XIII всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». В его как обычно насыщенной программе в этом году было шесть конкурсных и десять внеконкурсных спектаклей. Часть из них (как, например, «Русалочку» екатеринбургского ТЮЗа) приходилось демонстрировать на видео – эти постановки настолько плотно встроены в интерьеры своих театров, что вынуть их оттуда без потерь невозможно. И тем не менее их участие в программе важно: «Арлекин», будучи детской «Золотой маской», помимо прочих выполняет WSи функцию профессионального отбора российских спектаклей для детей, устанавливая общезначимые художественные приоритеты.

«Арлекин» учит летать | Сцена из спектакля «Алиsа». ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Сцена из спектакля «Алиsа». ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Если прошлогодний фестиваль порадовал простодушными спектаклями бэби-театра, предназначенными для самых маленьких зрителей, наблюдение за которыми во время представления становится отдельным бонусом для взрослой публики, то в этом году на «Арлекине» много пели. Пели в операх, мюзиклах, видеоперформансах и даже квестах, в крайнем случае – танцевали в балетных пасторалях и где придется.

Открылся фестиваль в театре «Зазеркалье» «Ноевым ковчегом» – детской оперой Бенджамина Бриттена по Честерскому мираклю XVI века в постановке Александра Петрова. Оперное искусство (а вместе с ним и принципы театрального устройства в целом) юные зрители имели возможность постигать во время «Путешествия в Страну джамблей» Петра Поспелова (режиссер Мария Литвинова поставила эту «оперу-квест» в Пермском театре оперы и балета, а на «Арлекине» ее показывали на видео). Вслед за героями стихов Эдварда Лира запели и гоголевские персонажи – театр «Зазеркалье» представил свой спектакль «От Петербурга до Миргорода» (по операм Ильи Кузнецова «Шинель» и Геннадия Банщикова «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Музыкальным оказался и победитель – главного «Арлекина» в этом году получил спектакль «Странствия Нильса» Театра имени Ленсовета, мюзикл Александра Шаврина и Максима Леонидова по сказке Сельмы Лагерлеф в постановке Марии Романовой. К этому популярному в Петербурге спектаклю с самого начала предъявлялись претензии по части драматургии, ритмических провалов и некоторой невнятности и бессвязности музыкальных номеров. Однако многое искупалось молодой энергией, занятными костюмами и впечатляющими декорациями Эмиля Капелюша, организовавшего стае гусей ночной полет на подручных конструкциях.

Умение летать приветствовалось и в другом известном в городе детском спектакле – Небольшой драматический театр, специализирующийся, как известно, на классике, серьезных темах и страстях такого накала, что не всякий взрослый выдержит, удивил всех, поставив «Волшебника страны Оз», получившегося у режиссеров Кирилла Семина и Евгения Карпова исключительно занятным и простодушно-рукотворным. В этом спектакле есть обаяние домашнего театра, созданного родителями для своих детей и их непоседливых друзей. «Волшебник» получил спецпремию дирекции фестиваля за актерский ансамбль, но главным «летчиком» оказалась фантастическая Хельга Филиппова, сыгравшая Летучую обезьяну, самого героически-непобедимого, нелепого и безумно-вдохновенного ветерана всех волшебных войн. Если бывает в искусстве трагический гротеск – то это как раз он.

На нынешнем зрелищном, музыкальном, певучем и живописном «Арлекине» особенно стало заметно то, как сдает свои позиции повествовательный театр – тот, что рассказывает истории. Спектакли все охотнее превращаются в некую последовательность более или менее эффектных номеров, и хорошо, когда эта последовательность – связная. Потому что бывает и по-другому. Но, вероятно, именно в детском театре, для зрителя, который любит послушать «про интересное» и еще не отвык от сказок перед сном, хорошая история и доверительный разговор продержатся дольше, чем во взрослом. Поговорить со своей публикой о серьезных вещах на «Арлекине» старались в спектакле «Колино сочинение» Яны Туминой по мотивам книги Сергея Голышева «Мой сын – даун». Особенный Колин мир был воплощен в поэтических образах кукольного театра.

Еще одним любопытным спектаклем «Арлекина» с нестандартной литературной основой оказались «Пуськи бятые», поставленные Антоном Оконешниковым на Новой сцене Александринского театра. В этой работе по знаменитым «лингвистическим» сказкам Людмилы Петрушевской зрители должны были задействовать собственное воображение, чтобы ощутить прелесть приключений «калуши с ее калушатами». «Пуськи бятые» получили приз Ассоциации театральных критиков – не иначе как за особую «кузявость».

Но главным событием фестиваля, конечно, стал показ спектакля красноярского ТЮЗа «Алиsа», поставленный по мотивам сказки Льюиса Кэрролла. режиссером-художником Даниилом Ахмедовым. В «Алиse», заявленной как опыт «визуального театра», практически не было слов, и настоящее удовольствие тут могли получить либо те зрители, которые уже читали книжку (будем надеяться, что в зале их было немало), либо те, для кого эффектные яркие видения и вовсе могут быть не связаны ни с какой конкретной историей (из них, собственно, и рекрутирует публику актуальный театр).

Эффектов и в самом деле было немало: красота сценической «картинки» и феерические костюмы исключительно радовали глаз. Героиня (ее играли одновременно несколько актрис, включая маленькую девочку) росла и уменьшалась благодаря волшебным свойствам видеопроекции и театра теней, неоднократно переживала «раздвоение» личности и пыталась догнать самое себя в путанице многочисленных одинаковых дверей (в лучшем номере спектакля творчески переосмыслена знаменитая мизансцена мейерхольдовского «Ревизора»). Белые кролики, изысканные карты и домино без устали устраивали танцы, Труляля и Траляля играли с публикой в мячик и, обаятельно пища на клоунском «асисяйском» языке, показывали старые студенческие этюды. Синяя Гусеница танцевала восточный танец на сцене и превращалась в бабочку на экране, пластмассовые тарелки и чашки во время сумасшедшего чаепития эффектным фонтаном били в воздух, Чеширского кота собирали по частям из белых блоков – и его знаменитая улыбка в самом деле норовила соскользнуть с кошачьей физиономии, мерцая в лучах видеопроекции. А Алиса, которой суждено было упасть в кроличью нору, на самом деле парила над сценой и вдоль нее, лихо пролетая над партером с помощью невидимого (почти совсем-совсем никому) крана и системы тросов.

Этот спектакль, получивший недавно спецпремию жюри «Золотой маски» с формулировкой «за яркий образец спектакля-феерии», целиком оправдал свою репутацию. Если бы трюки, намекающие на свое цирковое происхождение, были чуть сложнее, а хореография – несколько искуснее, то красноярская «Алиsa» вполне могла бы поспорить с представлениями цирка «Дю Солей». Но, в конце концов, Роман Феодори и Даниил Ахмедов еще только учатся летать. Зато они уже точно знают, с какой стороны гриба надо откусывать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (5697) от 10.05.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?