Античная трагедия Анны

На пресс-конференции, посвященной началу нового, юбилейного, сезона в театре-фестивале «Балтийский дом», журналистов усадили на сцену и вручили всем железные коробочки с надписью «Анна. Трагедия». Так называется спектакль Александра Галибина, которым 9 сентября открывается сезон. Хормейстер спектакля «Анна. Трагедия» Наталья Анастасьева объяснила, что отчасти при помощи этих коробочек создается своеобразная музыка спектакля.

Античная трагедия Анны  | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Если положить в них камешки и (для смягчения звука) чай, а потом ритмично трясти, можно передать стук вагонных колес.

- В романе «Анна Каренина» музыка как таковая не играет большой роли, - объяснила Наталья. - Мы ее не слышим. Она возникает иногда - в сцене, которая разыгрывается в театре, на балу. Но весь роман пронизан звуками. Александр Галибин поставил задачу сделать музыку в спектакле... не средствами музыки.

Ребенок бежит вдоль Летнего сада и палкой проводит по чугунной решетке. Воет метель. Стучат колеса поезда. Кто-то зевает. Все это музыка романа и спектакля.

Затем все переместились в зрительный зал, а на сцене возник хор - артисты, одетые в черное, трясли коробочками, журналисты им помогали и, правда, возникла полная иллюзия, что мчится поезд.

Хор говорит стихами. Александр Галибин объяснил, что так они решили вместе с Еленой Греминой, которая написала пьесу по мотивам толстовского романа:

- Там нет ни одного придуманного слова, использован текст Толстого, но он стилизован - в нем чудится то рэп, то гекзаметр. Мы ориентировались на античные трагедии, где хор всегда был важным действующим лицом. У нас это хор голосов, которые звучат в голове Анны, хор ее страстей и желаний, страхов и грез.

Во второй сцене, которую мы увидели, тоже присутствовал хор, который изображал уже косцов (тут понятна аналогия со смертью). А также Вронский и Анна (Ирина Савицкова) в воздушном белом платье и на пуантах. Режиссером пластических сцен выступает Эдвальд Смирнов.

Режиссер Александр Галибин отказался рассказывать о спектакле, предложив всем лучше прийти на премьеру. Он лишь пояснил, что хотел избавить роман от «соцреалистической» трактовки:

- В школе, помнится, нам рассказывали, что Анну Каренину погубило лицемерное светское общество. На мой взгляд, роман совершенно о другом. Эта история могла произойти где угодно, в любую эпоху. Я попытался показать происходящее глазами Анны. Для меня роман - это поток ее сознания. Анна - разрушительница, мистическая фигура, демонический персонаж.

В роли Алексея Каренина выступит сам Александр Галибин (во втором составе - Валерий Соловьев), Вронского играет Александр Муравицкий.

Спектакль войдет в петербургскую часть XXVI международного фестиваля «Балтийский дом», который продлится с 30 сентября по 13 октября. Его девиз - «Театр по правилам и без».

Публика увидит также спектакль Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса», поставленный в прошлом сезоне на сцене Александринского театра по мотивам пьесы Чехова «Три сестры», «Грозу» Андрея Могучего (БДТ), «Сон об осени» Юрия Бутусова (Театр им. Ленсовета), а также постановку Валерия Фокина «Сегодня. 2016» (Новая сцена Александринского театра). Анатолий Праудин, руководитель Экспериментальной сцены театра-фестиваля «Балтийский дом», представит спектакль «Семья» по повести Льва Толстого «Крейцерова соната».

Поклонникам спектаклей, в которых классика бережно сохраняется, можно порекомендовать чеховскую трилогию, поставленную Андреем Кончаловским в Театре им. Моссовета: «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Итальянский режиссер Пиппо Дельбоно представит новую постановку «Евангелие» - важный разговор о современных мировых процессах: беженцы в Европе, конфликты в Сирии и Афганистане. Ростовский академический театр им. Горького привезет спектакль «Тихий Дон» по роману Шолохова (режиссер Геннадий Шапошников). Постоянный участник фестиваля литовский режиссер Эймунтас Нярошюс покажет премьеру спектакля «Мастер голода» по одноименной новелле Франца Кафки. В программе также новые спектакли театров Эстонии, Латвии и Белоруссии.

О планах «Балтдома» рассказал директор театра Сергей Шуб: - Наш актер Леонид Алимов вновь выступит в роли режиссера. Он работает над спектаклем «Анекдоты» по Александру Вампилову. Спектакль будет показан на Малой сцене. Для этой же сцены Владимир Тыкке готовит спектакль по пьесе Людмилы Разумовской «Ваша сестра и пленница». Иосиф Райхельгауз поставит «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского. В планах Анатолия Праудина - постановка «Ромул Великий» по Фридриху Дюрренматту. Наталья Индейкина поставит спектакль «Милый друг» по Ги де Мопассану. История Жоржа Дюруа - журналиста, который делает карьеру, идя по головам, сегодня представляется очень современной.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (5784) от 09.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?