Анна Алексахина: «Театр - живой организм, он меняется»

На Малой сцене Театра им. Ленсовета 5 и 6 марта состоятся премьерные показы спектакля Ильи Мощицкого «Мама» по пьесе современного французского писателя и драматурга Флориана Зеллера. Его пьесы идут по всему миру, главные роли в спектаклях и фильмах по его текстам играют мировые звезды: Изабель Юппер, Энтони Хопкинс и многие другие. На петербургской сцене историю разрушения семьи сыграют народные артисты Анна Алексахина и Сергей Мигицко.

Анна Алексахина: «Театр - живой организм, он меняется» | Анна Алексахина / Фото Михаила Павловского / Предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

Анна Алексахина / Фото Михаила Павловского / Предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

Накануне премьеры мы поговорили с Анной Яковлевной о спектакле, новой странице в истории Театра им. Ленсовета, способности искусства менять человека и ответственности зрителя.

– Женщина на руинах собственной жизни. Тема чем-то созвучна пьесе Ярославы Пулинович «Жанна», спектакль по которой шел на сцене Театра им. Ленсовета несколько лет?

– Наоборот. В «Жанне» героиня жестко структурирует свою жизнь, ни во что не ставя окружающих, она успешна и идет танком по людским судьбам. А в пьесе «Мама» героиня – полная противоположность, одинокая женщина, существующая вне социума, потерявшая внутренние связи с родными, мучительно анализирующая свою жизнь

– Почему Флориан Зеллер стал так востребован среди российских режиссеров?

– Просто переводы подоспели. Его пьесы были переведены на русский язык совсем недавно, буквально несколько лет назад. Мы открыли для себя этого автора, и он вполне закономерно стал востребован, потому что Зеллер – прекрасный драматург и у него прекрасные пьесы. Переводы его произведений тоже замечательные, что немаловажно. «Мама» – современная история, которая анализирует нашу ситуацию, говорит о нас сегодняшних.

– Только название может запутать зрителя. Несколько лет назад в репертуаре театра уже была «Мама» – акция Юрия Бутусова по пьесе Аси Волошиной. А вы задействованы в спектакле «Тело Гектора» по ее же пьесе?

– Да, и я отношусь к Асе с большим уважением, принимаю участие в премьере Pop-up театра «Фаза зеркала» по ее пьесе. Она, безусловно, очень талантливый, одаренный человек. Поэт. Для меня она выразитель мировоззрения своего поколения. Судя по ее востребованности, у нее большое будущее.


Александр Крымов, Анна Алексахина и Сергей Мигицко репетируют сцену из спектакля «Мама» / Фото Юлии Смелкиной / Представлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

– Вы не согласны с Семеном Яковлевичем Спиваком, считающим, что в пьесах современных русских авторов нет света?

– Я не так хорошо знакома с современной отечественной драматургией, чтобы делать такие выводы. Может быть, он и прав. Но вы много видите света вокруг себя?

– Мне кажется, свет всегда внутри человека.

– Внешние источники счастья в какой-то момент могут стать источниками страдания. Поэтому и надо искать свет внутри себя.

– А в вашем спектакле будет свет? Что останется в душе зрителя после просмотра?

– Пьеса Зеллера – это драматургическое исследование жизни женщины в момент кризиса. Мы не можем прогнозировать, как на это исследование отреагирует зритель. Нет единых законов восприятия, каждый вынесет из зрительного зала что-то свое. Кто-то считает, что свет внутри человека. Кто-то считает, что мы живем в период полной потери всех ориентиров, ценностей. И эту точку зрения тоже нужно исследовать.

Конечно, нам не хочется, чтобы зритель после спектакля находился в депрессии. Но сейчас, действительно, сложное время, и его нужно анализировать. Особенно последний период, когда люди вдруг оказались наедине с собой. Отвечу так: если в человеке есть свет, то он найдет его и в нашем спектакле, если нет – вряд ли после похода в театр что-то изменится.

– В одном из интервью вы сказали, что спектакль не может изменить человека. Вы до сих пор в этом убеждены?

– Думаю, что спектакль может подтолкнуть человека к чему-то, помочь увидеть что-то важное. Но сама эта идея: человек увидит какой-то спектакль и вдруг переродится, станет другим... Это лишь эфемерная мечта. Не так давно мы обсуждали этот же вопрос с режиссером спектакля «Мама» Ильей Мощицким. Он вполне справедливо заметил: у немцев были прекрасные композиторы, писатели и философы, к началу ХХ века нация была высококультурная, образованная, но это не помешало ей прыгнуть в ад. Увы.

– Как вам работается с Ильей Мощицким?

– Это наш первый совместный спектакль. Илья – тонкий и талантливый режиссер, мне с ним интересно.


Анна Алексахина на репетиции / Фото Юлии Смелкиной / Представлено пресс-службой Театра им. Ленсовета

– Пьеса меняется в процессе репетиции?

– Да, что-то меняется. Мы исследуем автора с точки зрения темы. Мы что-то сокращаем, ведь сама пьеса довольно объемная, она предполагает большую форму. Наш спектакль ставится на Малой сцене театра, он будет более камерным, интимным.

– Анна Яковлевна, вы в труппе со времен Игоря Владимирова. Чем вам запомнился каждый художественный руководитель театра, с которым довелось работать?

– Игорь Петрович – мой учитель, он открыл мне путь в профессию. Это был совершенно уникальный человек: талантливый, яркий, блестящий. Встреча с ним определила мою судьбу. Не могу не упомянуть имена режиссеров Владислава Пази, Клима и, конечно, Юрия Бутусова. Каждый из них достоин отдельной беседы.

– Кто был вам ближе с профессиональной точки зрения?

– Повторяю – каждый по-своему. Театр – живой организм, он меняется. Сегодня другой визуальный язык, другая скорость зрительского восприятия. Многие вещи раньше казались непреложными. Например, в былые годы спектакль «без света» не имел права на существование, его бы просто не выпустили, сказав: это мрак и пессимизм. Сейчас люди хотят в театре получить ответы на вопросы, которые их действительно мучают. Им важно понять, что кто-то переживает и страдает так же, как они. Это сопричастие тоже очень действенно.

– Театр им. Ленсовета сейчас пропагандирует многовекторность. А как вы полагаете, возможно в рамках одного театра совместить авангардные и классические постановки, понравиться такому разному зрителю?

– Мне кажется, что это очень тяжело, но предпринять такую попытку стоит. В нашем репертуаре и постановки Бутусова, и спектакли, поставленные в классической манере. Есть работы молодых режиссеров, например, очень необычная «Пиковая дама. Игра» Евгении Сафоновой. Значит, все востребовано. А труппа может справиться и с тем, и с другим. В данном случае некая доля ответственности лежит на самом зрителе: отправляясь в наш театр, он должен немного подготовиться, узнать, кто режиссер, почитав, например, рецензии, рассмотрев фотографии на сайте театра. Это и будет настоящий диалог.

#артисты #театр #искусство #Театр Ленсовета

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?