Ангел на скамейке. Нужна ли Петербургу ландшафтная скульптура?

Особой любовью горожан пользуется «Петербургский ангел», созданный кукольником и скульптором Романом Шустровым. Бронзовый старичок под зонтиком, в шляпе и старомодном пальто, конечно же, с книжкой в руках сразу полюбился горожанам.

Ангел на скамейке. Нужна ли Петербургу ландшафтная скульптура? | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Он скоро стал обладателем целой коллекции вязаных шарфиков. А во время пандемии кто-то надел на ангела медицинскую маску.

С тех пор как разрешили открыть сады и парки, в Измайловский сад у Молодежного театра на Фонтанке, где на скамеечке сидит Ангел, не зарастает народная тропа. Люди идут, чтобы почтить память скульптора, ставшего одной из жертв коронавируса, несут цветы. Менее знаменит, но не менее любим горожанами кудрявый босоногий ангел, сидящий в Ротонде фонтана в Любашинском саду Калининского района.

Роман рассказывал, что его ангелы -это собирательный образ наших бабушек и дедушек, носителей петербургской культуры. Он мечтал установить в любимой им Коломне скульптурную композицию «Дама с собачкой» («Петербургская старушка»).

Это очень трогательный образ. Старая дама уже не может держать спину прямо, но держит фасон. Она гуляет с таксой при полном параде - длиннополое платье, кружевной воротник, маленькая театральная сумочка. И маленькая собачка.

Ландшафтную скульптуру часто критикуют за плохой вкус. Сравнивают с безделушками, которыми уставлены полки в мещанской гостиной. Соглашусь, что Петербургу эти «безделушки» часто совсем не к лицу. Ему лучше всего вообще без всей этой мишуры, связанной с человеческой жизнедеятельностью, - рекламных баннеров, столиков на террасах, автомобилей, уличных музыкантов, фланирующих толп. Когда город словно балансирует на грани вечности - невообразимо прекрасный и жутко холодный. Таким он был в первые недели пандемии. Но жизнь берет свое, а людям хочется тепла. И судить всех этих кошек, фотографов, городовых следует по иным законам, чем монументальные памятники. Эти скульптуры - как игрушки для больших детей. Возле них назначают свидания, на фоне них делают селфи, с ними играют дети. Их хочется погладить, уберечь от дождя и простуды. Роман Шустров, помнится, однажды назвал этот жанр «городской душевной скульптурой».

#скульптура #благоустройство #ландшафт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6753) от 01.09.2020 под заголовком «Душевная скульптура».


Комментарии