Анастасия Момот. Особое мнение

Анастасия Момот. Особое мнение | Анастасия Момот / Фото из личного архива

Анастасия Момот / Фото из личного архива

Провыбрасываемся!


В одном интерактивном журнале вышло огромное интервью с современными издателями детской литературы. Называлось «Смерть, телесность и гендер вместо «Денискиных рассказов». Говорящее название, правда?

Не без грусти издатели признают, что книги Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова и других классиков до сих пор пользуются большим спросом. Дескать, мы безнадежно застряли в прошлом - вместо того, чтобы догонять «развитый социум». Пора говорить с детьми о теле, о расовой дискриминации и о смерти. Пора читать соответствующую детскую литературу. Прогрессивную! Кстати, похожую точку зрения я встречала у книжных блогеров. Знаете, есть такие люди, которые знакомят свою аудиторию с книжными новинками, рекламируя то или иное произведение? К литературе это не имеет никакого отношения. Скорей к деньгам. Но доверчивая аудитория об этом вряд ли задумывается. Сила рекламы и мнимых авторитетов очень велика.

Однажды на просторах интернета мне возразили: «Не хотите читать про телесность и гендер, не покупайте эти книги! В чем проблема-то?». Пожалуй, у меня действительно нет проблем. Если я иду в книжный магазин, то, скорей всего, я иду туда за определенной книгой. Мне придется перерыть все стеллажи и таки воспользоваться помощью консультантов, чтобы отыскать среди пестрых корешков какое-нибудь «Приглашение на казнь» Набокова. Набоков не платит книжникам за продвижение своих произведений, поэтому его книги буквально заставлены другими книгами, более модными или, как принято говорить, прогрессивными.

А теперь давайте представим, что я - не кандидат филологических наук, вечно занудствующий на тему массовой деградации, а самый обычный человек, который поехал в книжный магазин за чем-нибудь неопределенным. На метро поехал. Просочился в вагон поезда, посмотрел по сторонам и увидел рекламу книги с любопытным названием «Очаровательный кишечник! Как самый могущественный орган управляет нами». Посмеялся. Мы-то наивно полагали, что нами любовь управляет, разум или еще какая могущественная сила, а, оказывается, всего лишь кишечник. Поднимаюсь на эскалаторе. Весь эскалатор заставлен рекламными щитами с «Очаровательным кишечником». Они «плывут» мне навстречу, словно корабли, по мере моего продвижения вверх. Так и мельтешит перед глазами до конца эскалатора: лампа, кишечник, лампа, кишечник, лампа, кишечник... Навязчиво и бескомпромиссно. Мне нужно выйти из метро, чуть-чуть прогуляться по улице, и я окажусь в самом большом и самом красивом книжном магазине нашего города!

Итак, захожу в магазин. Сразу же сталкиваюсь лицом к лицу со стендом «Лидеры продаж», который стоит посреди первого торгового зала - недалеко от касс. Не заметить его невозможно. На стенде красуются книги со следующими названиями: «Искусство пофигизма», «Как разбогатеть, ничего не делая», «Как наплевать на тех, кто наплевал на тебя», «Сам себе дизайнер» и, разумеется, та самая книга про кишечник! Я переиначила некоторые названия, но суть оставила прежней. Блуждая по торговым залам, постепенно устаю от многообразия и пестроты... Все непонятно. Особенно, если сам не знаешь, что тебе хочется купить. Но купить что-то нужно! Иначе поездка в магазин будет напрасной. И вот, у самого выхода, возле касс, я внезапно хватаю пару открыток и книгу про кишечник со стенда «лидеров». Готово. Пополнились ряды жертв моды и маркетинга.

Заметьте, человек с неопределенными литературными предпочтениями оказался фактически лишен выбора. Его заранее «подготовили» к покупке конкретной книги - еще там, в метро. А в магазине у него не было ни малейшего шанса встретиться с книгами того же Набокова. Теоретически он мог бы встретиться с «Лолитой». И все. Поэтому многие люди так и не узнают, что у великого писателя были другие произведения, куда более интересные, чем «Лолита», на мой субъективный взгляд. Это невыгодно книжникам. То же самое, к сожалению, происходит и с детской литературой.

Совсем не удивительно, что современная книжная братия настоятельно рекомендует нам выбросить классиков в помойное ведро. Иногда прямым текстом. Мол, советская эпоха ушла. Так зачем читать ребенку про советские реалии? Какие такие пионеры, октябрята? У советских авторов действительно встречаются тексты с пропагандистской тематикой и непонятной современному ребенку лексикой. У Сергея Михалкова, например, имеется целый сборник таких стихов. Но разве это много? У него еще сотни замечательных стихов на другие темы, где нет ни одного упоминания дедушки Ленина. Их тоже в помойку? Провыбрасываемся!

Честно говоря, я бы прочла своим детям и про дедушку Ленина. Не потому что чувствую к нему глубокую симпатию, а потому что это наша история.

Во все времена творцы либо вставали в жесткую оппозицию, либо «прогибались» под власть, чтобы достичь наибольших высот с ее поддержкой. Да, в советской литературе была пропаганда. Но пропагандировали не только любовь к партии, но и любовь к Родине, к своей семье, ответственность за собственные поступки, честность, труд и учение. А что пропагандируют современные авторы и издательства? Кишечник? Пофигизм? Смерть, телесность и гендер? Это ж перед кем надо было так «прогнуться?».

Кроме того, качество современной литературы оставляет желать лучшего. Красивая обложка и яркие иллюстрации будто призваны замаскировать примитивный язык и примитивную суть написанного, а также откровенные издательские «ляпы». Под последними я имею в виду плохую работу редакторов и корректоров, пропускающих в печать тексты с ошибками. Столкнувшись с этими ошибками и недочетами в книгах современных авторов, вдумчивый читатель теряет к ним всякое доверие. И идет покупать «проверенного» классика. Особенно это касается детской литературы. Предложить ребенку модную книгу с ошибками вместо «Денискиных рассказов» - это все равно что дать ему бургер и картошку фри на обед вместо маминого супа! Иногда можно, но лучше не надо.

Большинство наших соотечественников разделяет данную позицию. Об этом говорят гневные комментарии читателей к пресловутому издательскому интервью. Один издатель пишет: «В детской литературе нужно отображать динамичное развитие событий, нужен яркий сценарий - без описаний интерьеров и природных ландшафтов. Зачем рассказывать ребенку, как выглядят джунгли? Сегодня любой ребенок может самостоятельно «загуглить» джунгли и посмотреть, как они выглядят». «Что? Загуглить?! - возмущаются читатели, - а как же развитие речи и образного мышления наших детей?». А никак. Зачем детям развиваться? С точки зрения современности, это пустая трата времени.

Признаюсь, мне тоже не понравилось интервью издателей. Зато мне очень понравились грамотные и аргументированные комментарии российских читателей, которые изо всех сил сопротивляются массовой дебилизации подрастающего поколения. No pasaran!

В завершении скажу: можно и нужно читать новое. Аккуратно, вдумчиво, избирательно. Но чтение нового ни в коем случае не предполагает отказ от старого и, тем более, от классики. Классика на то и есть классика, что она не старая и не новая. Она вечная! Это наша культура, наше богатство, наше великое наследие, которое мы обязаны сохранить и передать своим детям.

#книги #литература #дети

Комментарии