Анастасия Момот. Особое мнение

Анастасия Момот. Особое мнение  | Анастасия Момот / Фото из личного архива

Анастасия Момот / Фото из личного архива

Детки в сетке


Многие с гордостью говорят, что вообще не смотрят телевизор. Мол, даже в доме у них этого источника вселенского зла не имеется. Про хорошие и дурные стороны телевидения можно долго дискутировать, однако, сегодня мне хотелось бы затронуть тему Интернета. Ведь именно он заменил телевидение для вышеупомянутых гордецов! А для некоторых людей он и вовсе заменил реальность.

Вероятно, все слышали, что Интернет сравнивают не только со всемирной паутиной, но и со всемирной помойкой. Это еще мягко сказано. Ведь кто угодно может разместить в Интернете свой контент - причем любого характера и содержания. Полная свобода! И полный кошмар. Десятисекундного видеоролика из так называемого «черного Интернета» достаточно, чтобы нанести глубочайшую психологическую травму на всю жизнь взрослому, во всех отношениях сформировавшемуся и вполне уравновешенному человеку. Так случилось и со мной. Самонадеянно полагая, что меня невозможно удивить или напугать чем-либо, я открыла видеофайлы, полученные от условно знакомого персонажа... Я открыла то, что открывать было нельзя. Не стану описывать содержание тех видеофайлов, потому что всякое воспоминание о них причиняет мне боль по сей день. Скажу лишь, что эти страшные кадры не были постановкой. Они были настоящие. И они до сих пор где-то там - в Интернете...

А теперь представьте, что ваш несовершеннолетний ребенок, мирно разглядывающий котят в ютьюбе, тоже может увидеть такое! Или другое... Вроде шалостей пранкеров, вставляющих кадры из порнографии или фильмов ужасов в мультфильм про свинку Пеппу. Помимо этих вещей, явно не предназначенных для детских глаз, Интернет таит в себе и прочие, отнюдь не виртуальные опасности. Прячась за чужими именами и фотографиями, в нем орудуют педофилы, мошенники и создатели печально известных групп смерти, провоцирующих подростков на вполне реальный суицид. Поймать сетевых преступников, которые нередко проживают за пределами Российской Федерации, бывает очень сложно, и они активно пользуются своей безнаказанностью.

От подруг своей восьмилетней дочери я узнала про «злую поняшу». Поняшей девочки называли розовую пони из детской игры. Игра загружается на планшет ребенка, после чего ребенок взаимодействует с виртуальным питомцем, ухаживает за ним, разговаривает с ним и, как ни странно, получает от него задания. Так вот, «злая поняша» просила девочек то вылезти на подоконник и высунуться в раскрытое окно, приговаривая: «Ты же смелая! Ты сможешь», то включить газ на плите и посмотреть, что будет... Ничего себе игра. Если честно, мы не ожидали такой подлости от розовой поняши.

Мне не хочется никого пугать. Мне хочется, чтобы люди отнеслись к этой проблеме с максимальной серьезностью. Косноязычный блогер, показывающий юному зрителю, как делать слаймы из клея, тетрабората натрия и блесток - это поистине «цветочки». По сравнению с возможными «ягодками».

На родительском собрании в школе нам раздавали маленькие информационные брошюры про безопасность ребенка в сети. Но разве этого достаточно? Взглянем правде в глаза - сеть не может быть безопасной в принципе! Ни для взрослых, ни для детей. Пользуясь несомненными благами Интернета, находя в нем нужную информацию, любимую музыку, фильмы, новых друзей, занимаясь онлайн-покупками, онлайн-работой и тому подобным, мы невольно подписываем договор с дьяволом. Мы становимся уязвимыми для преступных вторжений злоумышленников в нашу жизнь. Высока цена за удобство.

Как быть? «Срочно изъять планшет у ребенка! Никакого Интернета до совершеннолетия!» - скажет радикально настроенное меньшинство. Ладно. Но пусть эти благоразумные люди начнут с себя... Сами откажутся от планшета, смартфона, ноутбука и компьютера - чтобы дать своим детям хороший пример. Иначе, согласитесь, несправедливо получается: мама и папа круглые сутки сидят в Интернете, а ребенку нельзя.

Я не являюсь сторонником радикальных мер и полных запретов чего бы то ни было. 21 век - это век цифровых технологий! Они пронизывают все сферы жизни нашего общества, и это явление будет со временем лишь прогрессировать. Рано или поздно ребёнок все равно попадет во всемирную паутину - как мотылек попадает в паутину паука. На горемычную детскую голову сразу же обрушится поток самой разной информации. Что, если ребенок окажется к этому совершенно не готов? Возможно, он пустится во все тяжкие, наконец-то вкусив запретный плод... Возможно, он откроет те самые файлы, которые ни в коем случае нельзя открывать. Пройдет по тем самым ссылкам - с еще большей охотой, чем дети, имевшие доступ в Интернет изначально...

Полагаю, что главная родительская, педагогическая и даже, не побоюсь этого слова, государственная задача - научить наших детей выделять полезное из Интернета, избегая при этом вредное. То есть фильтровать поступающую информацию. В большинстве случаев это реально, хотя и потребует от нас, взрослых, немалых усилий, нашего времени и повышенного внимания к тому, чем занимается ребенок в Интернете. Что он смотрит? В какие игры играет? С какими людьми общается в виртуальном пространстве? При достаточно доверительных отношениях ребёнок сам хочет поделиться с близкими тем, что ему кажется интересным. Важно не упустить этот момент. Однажды ребёнок скажет: «Посмотри! Я загрузил новую игру!». Задача родителя не отмахнуться от него, ответив что-то вроде: «Да. Молодец. Играй!». Напротив - проявить любопытство, посмотреть, что это за игра, высказать свое мнение. А если игра хороша, то поиграть в нее вместе с ребенком. Сегодня вы нашли время, чтобы узнать про игру, а завтра ребёнок не скроет от вас сомнительную переписку с потенциальным злодеем.

Мы обсуждаем с детьми правила безопасности дома, на улице, в лесу, на озере и так далее. «Не разговаривай с незнакомцами!» «Не садись к чужим людям в машину!» «Не засовывай пальцы в розетку!» «Не заплывай за буйки!».  Однако учитывая, что современный ребенок проводит в Интернете куда больше времени, чем на природе да и вообще на улице, целесообразно рассматривать информационную безопасность в совокупности с формированием информационной культуры наших детей. Нельзя недооценивать усилия педагогов и психологов - специалистов, занимающихся вопросами информационной безопасности в образовательных учреждениях. Эти вопросы уже сегодня обсуждаются в рамках школьного предмета - Основы безопасности жизнедеятельности. Я убеждена, что разъяснительная работа с детьми в школах и вузах, а также бдительное участие родителей в виртуальной жизни своих чад спасут их ранимую психику. А может не только психику.

И последнее. Очень важное. Стоит обратить внимание на то, ради чего ребенок готов сам бросить компьютерные игры, переписки и просмотр видео из интернета. Есть ли что-то более интересное для него? Искренне интересное, а не очередной кружок по принуждению. Например, мои дети легко расстаются с планшетами ради рыбалки, встречи с друзьями, игры с животными, совместного рисования, лепки, прогулки или химических опытов. Когда мы заняты чем-нибудь вместе, наши планшеты лежат в свободном доступе, но никому нет до них дела. А чтобы в планшете ребёнка не завелась «злая поняша», возможно, стоит завести настоящего питомца... Живого. Требующего заботы и любви.

Разумеется, у вечно занятых взрослых найдется сто причин, почему они не успевают проводить время со своими детьми и контролировать их сетевую активность... Куда удобней, когда ребенок тихо сидит со своим планшетом или компьютером и не мешает взрослым - ни в работе, ни в отдыхе. Что ж. Вынуждена повториться. Высока... Очень высока бывает цена за наше удобство.

#интернет #дети #воспитание

Комментарии