Анастасия Момот. Особое мнение

Анастасия Момот. Особое мнение | Анастасия Момот / Фото из личного архива

Анастасия Момот / Фото из личного архива

Школа жизни


В своих предыдущих статьях я много раз упоминала университетских преподавателей, которые оказали огромное влияние на нас, желторотых и неоперившихся студентов. Но есть люди, которые еще больше влияют на формирование личности. Те, к кому мы приходим совсем детьми - наивными, чистыми, открытыми, готовыми впитывать все на свете - и хорошее, и плохое. Да, речь идет о школьных учителях. Именно они определяют наше отношение к школе. Для кого школьные годы будут счастливыми, а для кого мучительными и ужасными - определяет пресловутый человеческий фактор, а вовсе не тяга ученика к знаниям или его таланты в каких-либо научных областях. Нередко предмет ассоциируется у ребенка с учителем, который его ведет, и эта ассоциация может сохраниться на всю оставшуюся жизнь.

Если отношения ученика и учителя не складываются, то вряд ли ученик освоит и, тем более, полюбит тот материал, который нелюбимый учитель пытается ему преподнести. Хотя всякое бывает.

Сегодня мне хотелось бы поговорить именно о нелюбимых, плохих, неоднозначных, странных и вовсе отвратительных учителях! О прирожденных садистах, мизантропах, кикиморах и бабайках. Наверняка многим из нас встречались такие... Многим из нас есть что вспомнить. Как ученик должен реагировать на неадекватное поведение и жестокость со стороны учителя? С кем поделиться возникшими проблемами в школе? Можно ли освоить предмет, который ведет этот самый учитель? И как, собственно, не поседеть и не заработать нервный тик, сидя за партой? Тема сложная, а в рамках одной статьи - практически неподъемная. Человеческие отношения - это такая «наука», в которой на сто правил найдется тысяча исключений. Мы можем прослеживать взаимосвязи, делать выводы и даже давать советы подрастающему поколению, но у них все равно будет свой неповторимый сценарий происходящего и свой неповторимый жизненный опыт. Пожалуй, это нормально. Но все-таки мне есть чем поделиться. Может быть, кому-то пригодятся мои истории борьбы с несправедливостью...

Когда мы были совсем маленькими, к нам пришел весьма необычный учитель английского. Это был молодой саркастичный мужчина, прекрасно знавший язык, но, по всей видимости, плохо разбиравшийся в педагогике и не очень любивший детей. Буквально с порога он начал над нами издеваться, глумиться, обзывать тупыми, задавать невыполнимые задания и с залихватским задором ставить всем двойки за невыполнение этих невыполнимых заданий. Ему нравилось унижать как весь класс целиком, так и каждого по отдельности. Это очень странное поведение по отношению к малышам, которые только недавно узнали, что на белом свете есть еще какие-то языки кроме русского. Чего добился этот учитель? Того, что напрочь отбил интерес к английскому у большинства ребят. Сейчас это взрослые люди, мои ровесники, которые по-прежнему с английским на «вы».

Однако со мной все вышло иначе. Получив очередную двойку, я не обиделась, а рассердилась! Это совсем другие эмоции. От гнева не опускаются руки, а наоборот. Мне захотелось во что бы то ни стало получить у этого строптивого учителя пятерку, потому что он задел мое самолюбие. С невероятным усердием я начала учить английский сама, дома, зубрить слова и правила, устраивать самой себе диктанты и проверочные работы, стремясь не совершить ни одной ошибки. Однажды так и случилось. И первая пятерка, полученная от нашего вредины, была для меня дороже всех пятерок на свете! Он так и не смог придраться к моей контрольной... Повертел ее в руках. Озадаченно почесал бороду, хмыкнул и поставил заслуженное «отлично».

Дальше была и вовсе забавная история. Я написала большую эпиграмму на учителя английского языка, сопроводив ее карикатурами на него же. Там он предстал в виде какого-то пузатого горшка с длиннющим носом и огромными ушами, что было недалеко от истины. И вся эта прелесть каким-то образом попала ему в руки во время урока. Как он хохотал! Оказалось, у нашего учителя было прекрасное чувство юмора. Он гордо прочитал эпиграмму перед всем классом, показал ребятам картинки, потом с нежностью прижал мое творение к груди... И забрал себе. Надо ли говорить, что я стала любимой ученицей нашего вредины? Его потом уволили из-за возникших разногласий с администрацией школы. Но с тех самых пор у меня по английскому были одни пятерки... И, сдав на «отлично» вступительный экзамен по английскому в Университете, я вспомнила нашего вредину самыми добрыми словами. Без иронии. Искренне. Выходит, большинству ребят он отбил интерес к языкам, а мне - наоборот, привил. Но правильно ли это? Бытует мнение, что хороший учитель должен всех заинтересовать своим предметом! В таком случае он не был хорошим... Он был ужасным. Однако, все познается в сравнении.

У нас были чудесные учителя в младшей и средней школе. Внимательные, чуткие и очень добрые. С ними действительно хотелось учиться, и я училась. Училась очень хорошо. С меня все списывали. Меня ставили в пример. Я была капитаном нашей команды во время всевозможных интеллектуальных конкурсов. Я любила все предметы. Но больше всех, разумеется, русский, английский и литературу. А потом, перед старшей школой, у нас было распределение. Кто пошел в физико-математический класс, кто - в историко-правовой, кто - в экономический, кто - в химико-биологический, кто - в филологический... Часть моих бывших одноклассников вообще оказалась не у дел. Ребят перевели в другие школы. Спустя много лет я задаюсь вопросом: «А почему?» Ведь ребята были замечательные. Как бы то ни было, я осталась, но перешла в новый класс. С этого все и началось.

Представьте себе мое удивление, когда новая учительница русского и литературы поставила мне «два-два» за сочинение. Мне? Двойки? За сочинение? Это выглядело как досадное недоразумение, и я никому ничего не сказала. Как обычно все прочитала, основательно подготовилась и написала следующую работу. Опять два! За первые же месяцы обучения в новом классе у меня создалось впечатление, что учительница «штампует» двойки, лишь увидев мою фамилию на работе. Не читая саму работу. Все это дополнялось грубостями в мой адрес и откровенной личной неприязнью со стороны учительницы. Последним меня сложно было удивить, но незаслуженные двойки, как говорится, ранили в самое сердце.

Тем временем некоторые девочки окружали учительницу на переменах, называли ее нежно, исключительно с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов, осыпали ее комплиментами, угощали конфетками... «Ах, какое у вас красивое платье сегодня!», - говорили они учительнице, и та расплывалась в счастливой улыбке. Учительница не знала, что те же девочки, выйдя из кабинета, злорадно прошипят про ее платье: «Вы видели, какое уродство она на себя напялила? Фу-у-у!». Учительница не знала... И ставила маленьким подлизам «заслуженные» пятерки. А мне, молчаливо сидящей на задней парте, двойки. Ну что поделать. Родители не обучили меня лицемерию. За считанные месяцы из лучшей ученицы в классе и капитана команд я превратилась в угрюмого изгоя и двоечника. Это было очень больно.

Меня тошнило от происходящего. Любимая школа стала для меня оплотом подлости и лжи. Не придумав ничего умнее, я стала прогуливать. Папа привозил меня утром в школу, а я дожидалась, пока он уедет, разворачивалась и уходила прочь - в хмурое Петербургское утро - куда глаза глядят. Зачастую я просто стояла возле музыкального ларька и слушала музыку, которая из него играла... Или одиноко сидела на лавочке в каком-нибудь сквере часы напролет. Писала свои стихи. Читала все программные и непрограммные произведения по литературе. Воистину мою любовь к литературе не смог бы отбить сам дьявол! Но изучать ее пришлось самостоятельно... Как когда-то английский.

Разумеется, однажды родители узнали о моих многочисленных прогулах и затеяли суровый «разбор полетов». Учительница им нажаловалась. Проблемы в школе, непонимание дома - все это сложилось для меня в мрачную картину тотального одиночества.  Думаю, многие ребята сталкиваются с подобным ощущением. Что же делать? Если бы у меня была возможность обратиться к себе юной, депрессивной, невыспавшейся и озлобленной на весь мир, я бы сказала вот что: «Поделись с родителями своими переживаниями и проблемами. Они должны все узнать до того, как ситуация зайдет слишком далеко. Твоя семья тебе поможет!».

А правда. Почему мы ничего не рассказывали родителям? Не знаю, как сейчас, а раньше в школах творились вещи похлеще незаслуженных двоек и словесных оскорблений. Одного ребенка учительница по математике больно схватила за нос, другому завуч и вовсе выдрал сережку из уха. С мясом выдрал! От души. А старшеклассницу схватили за шкирку, как нашкодившего котенка, потащили в туалет и грубо пихнули лицом в раковину. Ну нельзя было старшеклассницам красить глаза... Девочка нарушила правила. А пихать ее лицом в раковину можно? Про откровенные домогательства учителей мужчин к школьницам и говорить нечего. Это статья уголовного кодекса. А дети молчали! Потому что в них годами взращивали уверенность в том, что ябедничать и жаловаться плохо... Дети молчали, потому что боялись, что их накажут не только в школе, но и дома. Дети молчали, а надо было кричать о происходящем во всеуслышание.

Когда родители наконец-то выяснили причину моих прогулов, они все поняли и оказали мне максимальную поддержку. Папа ходил в школу, разговаривал со всеми на свете, но, увы, ничего не менялось. Двойки продолжались. Мама с удивлением рассматривала мои сочинения, написанные без единой ошибки, на которых стояли нехорошие оценки. Так себе история для будущего абитуриента филфака. И тут моим родителям пришла в голову замечательная мысль. А почему бы не взять дополнительные уроки у той самой учительницы, столь щедрой на двойки? Учительница с радостью согласилась! И вот я стала ходить к ней на  дополнительные уроки. Мои двойки сразу же превратились в пятерки. Как по мановению волшебной палочки. Даже если я специально писала полную околесицу. Например, в каждое сочинение я умышленно вставляла свою коронную фразу - про мечты, разбившиеся о жесткие камни действительности. Учительница красиво подчеркивала ее красной волнистой линией и ставила отметку «отлично». Все оказалось до ужаса просто, но от этого не менее ужасно. Если в ситуации с учителем английского я добилась хорошего отношения к себе усердием,  зубрежкой и чувством юмора, то в ситуации с учительницей русского и литературы решающую роль сыграли, как это ни прискорбно, деньги.

Дополнительные занятия с условным бабайкой или кикиморой -  это неплохой способ выживания в современной школе. Впрочем, если ребенок не рассказывает родителям о своих злоключениях, то у него будет мало шансов им воспользоваться. Рассказывать нужно обязательно! Не путайте просьбу о помощи со стукачеством! И наша родительская задача - дать своим детям понять, что мы всегда будем на их стороне. Не отругаем. Не накажем. Не отмахнемся. Не бросим в беде. А кто, если не мы? Здоровый и счастливый ребенок важней, чем оценки и чьи-то мнения. Окружающий мир суров и беспощаден. Среди людей, которые так или иначе взаимодействуют с детьми в наше отсутствие, могут быть не только алчные подлецы и лицемеры, но и самые настоящие садисты. Иначе как садизмом выдирание сережки из уха, «пихание» лицом в раковину и подзатыльники я назвать не могу...

Если перемирия с бабайкой и кикиморой никакими способами достичь не получается, а они ведут профильные предметы, то стоит задуматься о переводе ребенка в другой класс. Или даже в другую школу. Лучше сменить обстановку, чем учиться в аду. Но опять же - для этого родители должны быть в курсе того, что происходит с ребенком. Неизменно все упирается в доверительные отношения внутри семьи.

Сейчас мой ребенок учится в той же самой школе, где училась я, потому что хорошего в ней куда больше, чем плохого. Родные стены, знакомые лица и множество добрых, замечательных учителей. Мой ребенок любит школу. И я ее буду любить, пока ее любит мой ребенок. Ни в коем случае нельзя проецировать свой негативный опыт на детей, программируя их на то, что впереди великие тяготы и испытания. Пусть у них будет свой путь. И пусть он будет светлым! А наша родительская задача - это три «быть»: быть рядом,  быть начеку и, повторюсь, быть всегда на стороне своего ребенка. По определению. По умолчанию. Во что бы то ни стало. На этом и держится хрупкий мир счастливого детства наших детей - как на трех китах.

Случается так, что плохие учителя устраивают нам хорошую школу жизни. Но все-таки настоящий Учитель - это совсем другое. Он не просто знает свой предмет и умеет им заинтересовать учеников...  Настоящий Учитель - это тот человек, на которого хочется быть похожим. Образец честности, мудрости, доброты, справедливости и взаимоуважения. А еще, как бы банально это ни звучало, он действительно любит детей. И в каждом маленьком разбойнике, и в каждой легкомысленной кокетке, и в каждом лентяе и оболтусе настоящий Учитель стремится увидеть положительные стороны, поощрить их и преумножить. Верно говорят, что быть Учителем  - это не работа, а призвание... Дар Божий.

Вот была у нас чудесная учительница русского и литературы в средней школе. Анна Климентьева Соболь. Она сражалась за каждого своего ученика с любыми кикиморами, бабайками и даже с трехглавым огнедышащим драконом. Без всяких «но» и сомнений. Самоотверженно! Как мама. Ее имени не было ни на одной странице в Интернете...

Пусть будет.

#школа #учитель #образование

Комментарии