Амнерис поет свои арии уткам. Певица Олеся Петрова - о жизни на самоизоляции

В условиях изоляции оказались все музыканты - от первой до последней скрипки. Выдающаяся молодая меццо-сопрано Олеся ПЕТРОВА, ученица Ирины Богачевой, востребованная сегодня во всем мире, успела вернуться вовремя из-за рубежа, чтобы оказаться вместе с родителями в загородном доме. Певица рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, как важно ценить в сложившихся обстоятельствах каждую минуту, говорить близким о том, что их любишь, и находить новые формы профессиональной поддержки друг друга.

Амнерис поет свои арии уткам. Певица Олеся Петрова - о жизни на самоизоляции | ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

- Где вы уединились?

- Живу в деревне в Новгородской области, на берегу озера, вместе с родителями в доме, который купила восемь лет назад. Здесь тишина и покой. Людей нет, контактировать не с кем, лес рядом. Папа, мама, брат, плюс зверотерапия - четыре кота, плюс двоих еще из города привезла, и собака - помесь овчарки с лайкой. Можно гулять без ограничений. Продукты все закуплены. За хлебом ездим в соседнюю деревню. За копейки покупаем свежие яйца, козье и коровье молоко, сыр. Свой огород есть, лучок поспел.

- Идеальный вариант для изоляции, когда вокруг - только любящие родные люди, природа и никаких соблазнов. Вы, представительница артистической профессии, наверное, относитесь к происходящему как к неожиданному «творческому отпуску»?

- Я по жизни оптимист, не паникер. В самом начале было непривычно, но я с большим оптимизмом смотрю в будущее. Когда отовсюду, со всех экранов полились стоны о «катастрофе», о том, что мы «умрем не от вируса, а от голода», в какой-то момент пронеслась мысль: «Что же делать?». Но тут же подумала: «Олеся, восприми это как возможность наконец-то приостановиться».

За 15 лет работы этот перерыв стал для меня первым таким длинным отпуском, продолжающимся дольше 10 дней. Я начала ездить выступать уже на последнем курсе Консерватории. Поэтому поняла, что сегодня для меня - уникальный шанс побыть с родными. Я даже чемоданы убрала под кровать, чего никогда не бывало в последние годы. Прежде они стояли всегда в боевой готовности в коридоре. Вы не представляете, какое счастье видеть светящиеся от радости глаза матери, которая видит свое дитя рядом каждый день. Я прекрасно понимаю, что все это, естественно, пройдет, и мы постепенно вернемся к своей постоянной беготне, перелетам и переездам, спектаклям, концертам, репетициям, и этой возможности обниматься и признаваться родителям в любви каждый день снова не будет.

- Как долго певица может обходиться без активного режима выступлений?

- Многие певцы считают, что нельзя долго молчать, надо находиться в постоянном тренинге, голос должен работать. Я так не считаю. Мне кажется, очень хорошо иногда помолчать, накопить силы, энергию, дать аппарату отдохнуть.

Конечно, я периодически выхожу на озеро и пою уткам, делаю какие-то упражнения, на краю деревни распеваюсь, вспоминая любимые романсы, фрагменты арий, иногда соседей пугаю, хотя здесь меня все любят. Этот период использую и как возможность побыть в тишине с самой собой, что-то обдумать, переосмыслить даже в плане интерпретации того или иного хорошо известного образа. В конце концов, осмыслить мотивацию Кармен или Амнерис.

- То есть при большом желании можете организовать для местного населения и концерт на открытом воздухе?

- Конечно, можно. Кстати, солист балета Михайловского театра Иван Васильев после успешного ролика с участием своих коллег предложил и солистам оперы тоже запустить в «Фейсбуке» коллективный ролик, где бы каждый из нас как бы между делом напевал что-то любимое - кто Фигаро, кто Татьяну, кто Канио. Зная, что я нахожусь в деревне, где есть озеро, меня попросили записать арию Русалки из оперы Дворжака, что мы и сделали с мамой и братом. Вся деревня слушала.

- Сегодня чрезвычайно важно находить новые формы поддержки - профессиональной и человеческой, потому что всем в разной степени психологически непросто переживать это время. Ведь наряду с вами, сильной личностью, есть личности и менее стойкие. Ситуации нужно всеми силами противостоять.

- Обязательно! Я всем своим друзьям написала, что если вдруг станет совсем тяжко, начнете сходить с ума - звоните-пишите, будем общаться! С подругами мы буквально часами можем говорить по нескольку раз в неделю. Я люблю свою городскую квартиру, но не очень представляю, как смогла бы там высидеть. А многим сегодня приходится выдерживать карантин в своих четырех стенах. Все же намного легче, когда есть возможность выйти на природу, откуда я по видеосвязи даю своим друзьям послушать птиц, звуки ветра, журчание воды. Как можем, помогаем друг другу.

- Много контрактов полетело?

- Без этого не обошлось. Мои последние гастроли были в начале февраля в Мадриде, где я выступала с маэстро Василием Синайским, исполняя кантату «Александр Невский» Прокофьева. Я вернулась в Петербург и 15 марта спела последний спектакль — «Бал-маскарад» Верди.

У меня отменилась вся Италия на ближайшие месяцы, где в Милане должен был быть концерт с маэстро Даниэле Гатти, а летом - восемь спектаклей «Аиды» Верди на фестивале в Арена ди Верона. Репетиции должны начаться в июне, а спектакли - в июле и августе. Надеяться нам, конечно, никто не запрещает. Но будет особенно досадно, если не состоятся спектакли в «Метрополитен-опера» в сентябре и октябре, за которые я очень переживаю. Сейчас нужно делать визу, а они все в панике, никто не присылает документы, чтобы я начала ими здесь заниматься. Все в подвешенном состоянии. Там должны быть оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха и новая постановка «Аиды» Верди.

В планах была опера «Бал-маскарад» с Аней Нетребко в марте-апреле, но Аня отказалась, попросив заменить «Тоской». Поэтому мне предложили вместо этого выступить в «Сказках Гофмана», чтобы не терять гонорар. Плюс начать репетировать новую «Аиду», на 2022-й подписан мой контракт.

- Помню, вы рассказывали о том, как понравилось работать в «Метрополитен-опера».

- Да, это правда, я очень люблю этот театр и надеюсь, что он восстановится. Все театры сейчас оказались в очень тяжелом положении. Мне ужасно жаль наш вид искусства, но я очень надеюсь, что все будет хорошо.

- Театрам придется непросто. Но не проще будет и публике возвращаться в зрительные залы, чтобы больше не держать с опаской вынужденную дистанцию.

- Я об этом тоже думала. Все не закончится в один день по какой-то отмашке и команде. Многие продолжат бояться, даже когда массовые мероприятия снова разрешат. Найдутся те, кто предпочтет еще немного переждать на всякий случай...

Все не будет прежним, бесследно этот период не пройдет. Другая привычка у всех возникнет. Одно дело, когда выключаешься на пару недель, а когда больше месяца... Артистам ведь тоже нужно будет снова включаться в прежний ритм, когда мало сна, когда во всем себе отказываешь, не смотришь допоздна сериалы, не читаешь вдоволь книги, потому что надо лететь, собирать вещи...

- Мне кажется, театры пойдут на какие-то особые меры по возвращению публики в залы, скажем, снизят цены на билеты.

- Да, это вполне допустимо, чтобы встать на прежние рельсы, с которых мы все, конечно, слетели - и театры, и зрители.

- В блокаду, как известно, люди из последних сил шли слушать музыку в Филармонии, спектакль в Театре музыкальной комедии. А сегодня все живы, хлеба - вдосталь, а зрелищ лишены...

- Да, сегодня все другое, сравнивать нельзя. На дворе XXI век, все слишком привыкли к общению. Я всегда предпочитаю живое общение, мне важно видеть глаза собеседника, пожимать руку, обнимать в зависимости от степени близости, видеть живые реакции. И сейчас для меня благом является то, что я не одна замкнута в квартире, а нахожусь с родными. Но ничего, прорвемся. Вольемся в струю, полетим и побежим. Пусть бы это поскорее все закончилось во всем мире.

- Какая музыка вас сегодня поддерживает? О каких песнях, романсах, ариях особо думаете?

- С большой радостью последние дни я пою песни Гаврилина. Кто-то из знакомых прислал мне старую запись, где мы с Петей Мигуновым исполняем «Два брата» на концерте в Капелле. Я даже прослезилась. Два дня эта песня крутилась наряду с другими его шедеврами. Притом что нот у меня с собой нет, песни сами собой всплыли из памяти, и оказалось, что я их знаю наизусть.

Шарлотту из «Вертера» хочется петь, я безумно люблю эту оперу, которую однажды в Италии довелось исполнить. Хочется повторить. Сантуццу из «Сельской чести» Масканьи напеваю периодически, Азучену из «Трубадура» очень люблю, которую много исполняла в последние годы, она мне близка. Надо начинать учить Гадалку из «Огненного ангела» Прокофьева, хотя она мне понадобится только через два года, да и без инструмента тяжело ее разучивать. Вернусь в Петербург и буду ею заниматься. А постановка запланирована в Мадриде в Театро Реал в 2022 году.

- Что пожелаете своим поклонникам?

- Прошу всех не падать духом. Да, время непростое, всем приходится сейчас поступаться своими привычками. Но это все пройдет. Наш народ столько всего перенес. Просто надо посидеть дома, поберечься, побыть с семьями, даже наедине с самим собой, как-то себя возобновить, вспомнить о былых увлечениях - все это возможно сейчас.

Хочу пожелать, чтобы все восприняли это не как остановку жизни, а как небольшую паузу перед рывком, новой ступенью в жизни. Ведь главное, чтобы все были здоровы. Каждый день говорите тем, кто с вами рядом, о том, что вы его любите и что он для вас ценен. Это очень важно. Надо наполнить мир любовью.

#певцы #артисты #самоизоляция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (6665) от 21.04.2020 под заголовком «Амнерис поет свои арии уткам».


Комментарии