«Вечера американской хореографии» в Петербурге: танец в развитии
XVIII международный фестиваль балета «Мариинский» открылся программой «Вечера американской хореографии», в которую вошли балеты выдающихся мастеров - Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса и Твайлы Тарп. Такое сочетание имен предлагает зрителю своеобразную картину развития американского балета от тридцатых годов прошлого века до нашего времени.
© Мариинский театр. Фотограф Валентин БАРАНОВСКИЙ. 2019 г.
У «Серенады» Джорджа Баланчина счастливая театральная судьба: балет, поставленный в 1934 году на музыку Чайковского, до сих пор сохранился в репертуаре многих театров мира. В Мариинском он был возобновлен в 1996 году американскими танцовщицами Франсией Рассел и Карин фон Арольдинген, в прошлом участницами многих постановок выдающегося мэтра.
Бывший петербуржец Баланчин назвал свою «Серенаду» «воспоминанием о Мариинском балете». Хореограф сочинил свой опус из простейших классических движений, как будто избегая нарочитых трудностей, но его фантазия соединила, казалось бы, элементарные па в рисунок необычайной красоты. Нынче «Серенаду» восстановил американский танцовщик Питер Мартинс, в свое время исполнявший мужские партии в этом балете. В вечер премьеры ведущие партии исполнили американская танцовщица Мария Ковроски, чья пластика отличалась элегантностью и тонкостью нюансов; Анастасия Нуйкина, наполнившая образ героини сосредоточенностью чувств; Екатерина Чабыкина, покорившая зрителей кантиленой танца. Их достойными партнерами стали Евгений Иванченко и Александр Романчиков.
У балета «В ночи» Джерома Роббинса две биографии: нью-йоркская и петербургская. Поставленный впервые в 1970 году в труппе «Нью-Йорк сити бэллей», он позднее вошел в репертуар многих театров мира. Созданный на музыку Шопена для трех пар танцовщиков балет пленяет разнообразием пластических решений, полутонами хореографических комбинаций, изяществом поддержек. О Петербурге и Мариинском театре хореограф был немало наслышан от своего старшего коллеги Джорджа Баланчина, встреча Джерома Роббинса и танцовщиков Мариинского театра состоялась в 1992 году. Хореограф сам выбирал состав исполнителей, репетировал с ними. Шло время, закончился срок проката, обусловленный контрактом, балет исчез из репертуара. И вот «В ночи» - снова на Мариинской сцене, восстановленный танцовщиком Беном Хьюзом.
Три пары танцовщиков выступают поочередно, а в финале появляются вместе. Первый дуэт исполняют Мария Ширинкина, пленившая зрителей красотой поз, и Владимир Шкляров, проявивший в этой партии трогательный лиризм. Алина Сомова и Константин Зверев наполнили второй дуэт танцевальной академичностью, чистотой и совершенством формы. Темпераментом и виртуозностью покорили зрителей Виктория Терешкина и Данила Корсунцев в третьем дуэте.
Твайла Тарп - легенда американского балета, обладательница множества премий, автор десятков хореографических сочинений. Балет Push comes to shove («Дело доходит до драки») на музыку Джозефа Лэмба и Йозефа Гайдна она создала в 1976 году для Михаила Барышникова. Для каждого танцовщика, выступающего после него в балете, это огромное испытание и ответственность. Push comes to shove - балет-комедия, исполненный юмора, гротеска, неожиданных поворотов сюжета. Здесь па классической хореографии привольно сочетаются с элементами современного танца. В вечер премьеры партию героя исполнил премьер Мариинского театра Кемин Ким, блистательно справившийся с нелегкой задачей. Партии девушек, которых герой одаривал своим вниманием, великолепно исполнили Надежда Батоева, Мария Ширинкина и Татьяна Ткаченко.
Фестиваль «Мариинский» продолжается, впереди встречи с молодыми российскими и американскими хореографами, впервые представляющими свои работы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (6406) от 25.03.2019 под заголовком «Американский балет в Мариинке».
Комментарии