Александринский театр провел для школьников урок «Чудо театра»

Школьный поход в театр — это что‑то адское. Некоторые режиссеры что есть силы сопротивляются подобным «культприходам». Александринка отважно собрала полтысячи старшеклассников на урок «Чудо театра». Правда, слушатели были не случайные — победители олимпиад, кружковцы, участники программы «Школьный театр». Но одно дело — на вопрос по «Маленьким трагедиям» отвечать, другое — знать, что с соседнего кресла сам Александр Сергеевич премьеру этих трагедий наблюдал.

Александринский театр провел для школьников урок «Чудо театра» | Фото Владимира ПОСТНОВА предоставлено пресс-службой Александринского театра

Фото Владимира ПОСТНОВА предоставлено пресс-службой Александринского театра

Вот тут сидел Пушкин, —­ заместитель художественного руководителя, заслуженный деятель искусств России, профессор ­РГИСИ Александр Чепуров указывает на место в первом ряду. — Иногда Александр Сергеевич брал ложу для сестер Гончаровых в первом ярусе, вон там.

Пушкин был заядлым театралом. Спасибо так называемым кассовым книгам — мы знаем, с какого места в Александринке он смотрел, скажем, гоголевского «Ревизора». Или своего «Бориса Годунова».

Вот здесь, в восьмом ряду с этой стороны, было постоянное место у Гоголя, — продолжает своеобразную экскурсию по залу Александр Чепуров. — Тут он смотрел премьеру «Женитьбы».

А в актерском фойе Гоголь (неузнаваемый, потому что еще не длинноволосый) читал своего «Ревизора». Через 166 лет в том же самом фойе режиссер Валерий Фокин будет репетировать собственную версию «Ревизора». Она стала первой постановкой на этой сцене нынешнего художественного руководителя театра.

Вот отсюда смотрел спектакли Николай I, — профессор Чепуров указывает на ложу справа, если смотреть от сцены. Прямо к ней впритык. — В царской ложе в центре зала император присутствовал «парадно», а если хотел посмотреть спектакль незаметно для общественности — выйдет эдак из Аничкова дворца (где иногда жил и будучи императором) и пешочком до театра. Вот так дошел однажды и наблюдал «Ревизора». А в финале вызвал Гоголя и пожаловал ему перстень ценой 3 тысячи рублей, несусветный гонорар.

«Давали Фенеллу (4‑е представление). В узкой лазейке, ведущей к кассе, толпилась непроходимая куча народу… Печорин, который не имел еще билета и был нетерпелив, адресовался к одному театральному служителю, продающему афиши. За 15 рублей достал он кресло во втором ряду с левой стороны — и с краю…» Это из «Княгини Лиговской»: Лермонтов, можно сказать, внедрил в роман путеводитель по Александринке. Вон в той ложе сидела княгиня Лиговская, «ее розовая ручка покоилась на малиновом бархате» и не давала покоя Печорину.

Лермонтов предполагал, что его «Маскарад» будет поставлен в Александринке. Правильно предполагал. Но автор к ­премьере 1852 года будет мертв уже больше десяти лет. А следующая премьера «Маскарада», 1917 года, в постановке Мейерхольда, войдет в мировые ­театральные энциклопедии. Занавес по эскизу Александра Головина к тому спектаклю мы видим всякий раз, когда приходим в Александринку.

Вот тут, в директорской ложе, Тургенев встал и раскланивался, когда студенты с первых ярусов устроили ему овацию на премьере «Месяца в деревне». А катастрофический провал чеховской «Чайки» в Александринке стал началом истории нового театра, театра ХХ века.

Поскольку публика собралась «олимпиадная», профессор Чепуров задает вопрос: «Когда день рождения русского театра?». Правильно, 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна указом учредила первый профессиональный ­театр. Потому официально название Александринского — Национальный драматический театр России. А как так получилось, что старейшему театру России 266 лет, а его зданию только 190? Правильно: колыбель русского театра вовсе не здесь, а через Неву, в Меншиковском дворце, где располагался Сухопутный шляхетский корпус. Там учился и первый актер первого профессионального театра ярославец Федор Волков (сейчас бы сказали — худрук), и другие актеры и драматурги. А играли сначала по соседству, в Головкинском доме, на месте которого сейчас Академия художеств.

И до всякого московского Большого театра уже существовал Большой театр в Петербурге, где тоже выступали артисты первой профессиональной труппы. «Где он находился?» С передних рядов барышня: «Это Консерватория». Точно. Впрочем, и нынешнее место Александринки было театральным: здесь располагался Малый театр, деревянный. Возведенную на его месте Александринку вы бы изнутри не узнали. Никакого там «малинового бархата», на котором покоилась розовая ручка княгини Лиговской. Зал первоначально был в голубых тонах — таким мы привыкли видеть зал Мариинки.

Еще вопрос на засыпку для школьной олимпиады: какой несуществующий объект был изображен на первом занавесе Александринского театра? Подсказка: новое здание открыли 31 августа 1832 года… 20‑я годовщина победы над Наполеоном… По идее, дату ознаменовали возведением Александровской колонны. Точно. Она и была на занавесе. А «в природе» ее еще не существовало: достроят лишь два года спустя.

«Кто здесь впервые?» — спрашивают зал. Не то чтобы лес рук, но немало. У главного режиссера театра заслуженного артиста России Николая Рощина интересуются: с какого спектакля начать более близкое знакомство. С «Блаженной Ксении»? С «Вертинского»? С «Ворона» или «Двенадцати» (это по крайней мере 16+). Или, может, с «Детей солнца» по Горькому? Билеты на эти спектакли можно приобретать по «Пушкинской карте»: платит государство.

Николай Рощин насчет конкретных спектаклей советовать не берется. Хотя признает, что первый визит очень важен: самого в восьмом классе всем этим классом «забросили» в какой‑то московский театр, почему‑то на сказку. До сих пор помнит: «Серебряное копытце», оленя изображала пожилая женщина, разбрасывала монетки. «Это было ужасно. После этого ходить в театр не стал. Мне казалось, это фальшивое место, сумасшедший дом». Почему стал режиссером, говорит, долгая история.

А вообще советы у главного режиссера есть: смотреть один и тот же спектакль с разных мест. «Другой ракурс — и все меняется». И главное — «телефон выключить».


#театр #школьники #уроки #Александринский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (7163) от 05.05.2022 под заголовком «Нешкольная программа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?