Александринский театр подвел итоги минувшего сезона работы

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин на пресс-конференции в ТАСС подвел итоги минувшего сезона и рассказал о том, что зрителям ждать в новом – 265-м по счету.

Александринский театр подвел итоги минувшего сезона работы | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Выступая на онлайн-конференции в дикую жару, худрук тем не менее не снял черные перчатки – дань пандемическому дресс-коду.

Сезон был тяжелый, трудный, длинный, начали мы его раньше обычного – 2 августа, когда стали снимать ограничения из-за эпидемии. Мы, как и многие театры, были закрыты несколько месяцев по известным всем причинам, – рассказал Валерий Фокин. – Александринский театр закрывался за свою долгую историю всего дважды – в конце XIX века в связи с эпидемией холеры, и в 20-м году XXI века. Мы пытались выйти из кризиса, ведь долго не играли, артисты болели, было много замен. В декабре выкарабкались. Благодаря тому, что не снижали темпов, смогли выпустить четыре спектакля. Осенью состоялась премьера спектакля Андрия Жолдака «Нана» по мотивам романа Эмиля Золя. Он репетировал онлайн, по Zoom, так как границы были закрыты. И три премьеры вышли после Нового года – «Товарищ Кисляков» Андрея Калинина, «Дети солнца» Николая Рощина, и в конце февраля показали мою «Честную женщину» с Мариной Игнатовой в главной роли.

Фокин добавил, что три из этих премьер – «Нана», «Честную женщину» и «Товарища Кислякова» театр показал на гастролях в Москве в Центре имени Мейерхольда. Выезжали также в Псков, ведь Псковский драматический театр стал филиалом Александринского театра, в Иркутск и Томск. Планируется привезти в Псков спектакль Фокина о Ксении Блаженной и сыграть его в кремле.

Это второй такой наш опыт, до этого мы играли спектакль в Вологодском кремле, – заметил худрук.

Первой премьерой следующего сезона станет «Процесс» по Францу Кафке в постановке Аттилы Виднянского. Главную роль в «Процессе» сыграет Иван Трус (знаком театралам по роли в спектакле «Товарищ Кисляков»). Всего же, по словам режиссера, в спектакле будут заняты 25 актеров.

Связи с Венгрией у театра крепкие. Главный режиссер Николай Рощин будет ставить на сцене театра в Будапеште «Бесов» по Достоевскому. Планируются гастроли Александринки в Будапеште со спектаклем Рощина «Дети солнца» по пьесе Горького.

Как рассказал Аттила Виднянский, культурная жизнь в Венгрии после тяжелых месяцев локдауна и ограничений восстанавливается:

У нас уже 60 процентов населения привиты. Отменяют обязательное ношение масок.

Главное, чтобы нас туда пустили, – заметил Валерий Фокин, с сожалением добавив, что с прививками в любимом отечестве дела не так хороши, как в Венгрии, из-за этого много проблем и бед.

Валерий Фокин рассказал о создании Ассоциации национальных театров России, назвав эту инициативу «вопросом государственной важности». В ассоциацию должны войти четыре десятка театров из разных регионов страны. Их руководители должны собраться и объявить о создании ассоциации во время Петербургского культурного форума, там же будет принят устав.

Новый директор Сергей Емельянов сообщил, что летнюю школу национальных театров планируется организовать в 2022 году. Это образовательный проект для повышения квалификации не только творческих работников театров, но и тех, кто обычно остается «за сценой», но чья работа необычайно важна для создания спектакля: осветителей, звукорежиссеров, заведующих постановочной частью.

Главным событием осени, своеобразным анонсом будущего фестиваля «Александринский» станут гастроли TanzTheater Пины Бауш из Вупперталя (Германия), которые планируются с 16 по 18 сентября. Покажут ее спектакль «Полнолуние». Помощь в организации гастролей оказывают Генеральное консульство Германии и Гете-институт.

Директор Гете-института в Санкт-Петербурге Гюнтер Хазенкамп посоветовал тем, кто не знаком с театром Пины Бауш, посмотреть в Интернете спектакли «Весна священная», «Кафе Мюллер» или «Мазурка фуга» (последнюю показывали на Чеховском фестивале в Москве).

Спектакль «Полнолуние» – одна из последних работ хореографа. Пина Бауш внезапно ушла из жизни в 2009 году. Фрагменты его можно видеть в известном фильме Вима Вендерса «Пина», вышедшем после смерти хореографа. Но те, кто видел «Полнолуние» на сцене, говорят, что вживую он производит гораздо более сильное впечатление.

Сам Валерий Фокин продолжит работу над спектаклем с рабочим названием «Два царя» по пьесе Бориса Акунина, специально написанной для театра. Это история об отце и сыне – Александре II и Александре III. Музыку к постановке сочинит Вячеслав Бутусов.

30 августа этого года старейшему театру России исполнится 265 лет.

Это великая дата, – заметил худрук Александринки, добавив, что самое главное для театра с такой историей — оставаться живым, а не превращаться в музей, расслабившись среди хорошей мебели из карельской березы и старинных портретов. Пока это у них получается.

В 2022 году грядет еще одна славная дата – 190 лет с момента создания архитектором Карло Росси великолепного здания Александринского театра, похожего на храм искусства. В честь этих дат по договоренности с комитетом по транспорту будет соответствующим образом оформлен целый состав метро. Так сказать, наглядная агитация – рассказ для пассажиров об истории театра и его легендарных спектаклях в картинках.



#театр #сезон #Александринский театр #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (6954) от 29.06.2021 под заголовком «День рождения театра отметим в метро».


Комментарии