Александринский театр открывает новый сезон

30 августа 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны был основан первый русский профессиональный государственный драматический театр. Именно в этот день коллектив открывает каждый новый театральный год. По этому случаю журналистов пригласили на сбор труппы в Царское фойе.

Александринский театр открывает новый сезон | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

- 30 августа - день для нас радостный. Мы собираемся вместе и открываем 264-й сезон, - обратился к собравшимся художественный руководитель театра Валерий Фокин. - Традиционно мы приезжаем утром в Петропавловский собор, чтобы возложить цветы на могилы двух великих женщин - императрицы Елизаветы Петровны, которая основала профессиональный российский театр, и Александры Федоровны, имя которой носит театр, нашей попечительницы, защитницы, покровительницы.

Императрице Елизавете Петровне достался еще один подарок: в Нижнем фойе театра открыли ее бюст работы Зураба Церетели. Почему именно Церетели, разве в Петербурге нет скульпторов? Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин объяснил свой выбор так:

- Мы давно хотели установить в театре памятник этой замечательной женщине. Конечно, мы могли бы заказать его какому-нибудь другому скульптуру, и он, быть может, сделал бы в другой манере, в иной трактовке. Но мы не можем поменять интерьер, контекст. Бюст должен вписываться по стилю в интерьер Нижнего фойе классического театрального здания. И нужно было учитывать, что напротив стоит бюст Федора Волкова (это дар Академии художеств - дипломная работа Елизаветы Пильниковой, ученицы Альберта Чаркина. - Прим. авт.). Важно еще и то обстоятельство, что у Церетели был готовый бюст, который он доработал по нашей просьбе. Этот бюст скромный, вполне классический, без всяких претензий...

Замечу от себя, что Зураб Церетели словно клонирует этот бюст. Точно такой же стоит в Москве на Аллее правителей России. Еще одну «Елизавету» московский скульптор подарил в 2016 году Республике Алтай в честь 260-летия добровольного вхождения в состав Российской империи. Теперь вот и Петербург получил свой вариант.

Журналистам представили также униформу капельдинеров Новой сцены (напомню, что капельдинеров и швейцаров исторической сцены одела в новые ливреи еще в прошлом году театральный художник Ника Велегжанинова).

Сделал одежду для сотрудников Новой сцены московский дизайнер Валентин Юдашкин. Почему же нельзя было заказать кому-то из петербургских модельеров? Ведь в Петербурге работают, например, такие дизайнеры, как Юлия Бунакова и Евгений Хохлов - авторы униформы «Аэрофлота», признанной самой стильной в России. И Татьяна Парфенова, сделавшая элегантную униформу для капельдинерш БДТ...

По словам Валерия Фокина, выбор пал на Юдашкина, потому что он давно знаком с ним и считает его прекрасным художником:

- У нас на Новой сцене униформы как таковой не было. Был набор вещей - куртки, футболки с логотипом, и все. А Юдашкин откликнулся на наше предложение.

Мнения коллег разделились. Кто-то считает, что новая форма превращает капельдинеров в охранников, слишком напоминает военную. Другие полагают, что билетеры, одетые в черные брюки с лампасами, блузы, мундиры, в белых кроссовках, с сумочками на пояс, оформленными эмблемой Новой сцены, вписываются в стиль самой современной театральной площадки России. Третьи даже пытались найти истоки униформы в «прозодежде» 1920-х годов. У широкой публики будет немало возможностей оценить новинку лично: сезон на Новой сцене открывается 3 и 4 сентября премьерой спектакля Николая Рощина и Андрея Калинина «Дети у власти» по пьесе французского поэта и драматурга Роже Витрака.

15 сентября народный артист России Николай Мартон отметит свой 90-летний юбилей спектаклем «Вертинский. Русский Пьеро», который представит в цикле «Монологи в Царском фойе». Поставил спектакль молодой режиссер Антон Оконешников. В основе - «песенки» артиста, поэта и шансонье Александра Николаевича Вертинского, 130-летие со дня рождения которого отмечают в этом году. По словам Валерия Фокина, сегодня творчество мастера представляется очень современным: «Он предстает поэтом, который точно сформулировал какие-то важные вещи о России, русском характере и русской тоске».

Также Антон Оконешников выпустит камерный спектакль по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско» в «7-м ярусе» Александринского театра.

На Основной сцене выйдет только одна премьера - «Маузер» Теодора Терзопулоса по пьесе Хайнера Мюллера. Николай Рощин репетирует на Основной сцене новую редакцию своего спектакля «Баня» по Маяковскому. Художественный руководитель Валерий Фокин в этом сезоне не планирует выпускать спектаклей.

На Новой сцене в апреле Андрий Жолдак представит премьеру по роману Эмиля Золя «Нана».

Продолжается Театральная олимпиада. Как сказал Валерий Фокин, осенью «все главные спектакли театральной Европы будут здесь, на этой сцене». Среди ближайших событий - спектакль Кристиана Люпы по роману Франца Кафки «Процесс» (Новый театр, Варшава), который пройдет 6 сентября в Александринском театре. А 13 и 14 сентября здесь представят спектакль по пьесе Генрика Ибсена «Росмерсхольм», поставленный Андрием Жолдаком на сцене Венгерского театра Клужа (Румыния).

Также журналистам представили водную экскурсию по театральным местам Петербурга, которую Александринский театр запустил совместно с компанией «Смольнинское пароходство». «Театральный круиз» соединил в себе прогулку по рекам и каналам, а также осмотр Александринского театра. Экскурсия длится около часа. Теплоход отправляется от причала на набережной реки Фонтанки возле Новой сцены. Маршрут проходит по Фонтанке, Мойке, Зимней канавке и Неве. Предполагается, что экскурсии станут регулярными.

#театры Петербурга #Александринский театр #спектакли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6516) от 03.09.2019 под заголовком «Бронзовая Елизавета и «черный стиль»».


Комментарии