Алеет парус одинокий. Исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Грина
23 августа исполняется 140 лет со дня рождения писателя Александра Грина.
ФОТО Ильи ЩЕРБАКОВА/ИНТЕРПРЕСС
«Действие происходит в вымышленной стране в неопределенное время». С этой ремарки начиналось либретто балета «Алые паруса», исполненного труппой Большого театра в эвакуации в Куйбышеве. Премьера состоялась 30 декабря 1942 года. В основе либретто лежала повесть Александра Грина, написанная им в охваченном хаосом и разрухой Петрограде в первые годы после революции.
«Лелейте мечты», – говорил писатель. Потому что иногда только мечты помогают примириться с действительностью и выжить.
Замысел романтической феерии «Алые паруса» возник у Грина, когда в витрине какого-то разграбленного магазина игрушек в Петрограде он увидел кораблик с красными парусами. Потом он служил в Красной армии связистом, проходил пешком иногда по 40 км в день, стоял в карауле по 20 часов, смертельно уставал. Но в кармане шинели была рукопись «Красных парусов» (алыми они стали позднее). «Близость ее чем-то согревала мою душу, словно паутинкой неразорвавшейся связи со светлым миром мечты», – вспоминал Грин.
От войны его спас, если можно так сказать, сыпной тиф. Грина демобилизовали и отправили на санитарном поезде в Петроград. А здесь спасение пришло во второй раз – на помощь пришел Горький, который предоставил Грину место в Доме искусств, где нашли приют и паек в то лихое время многие литераторы. Здесь Грин жил отшельником. И завершил свою феерию о том, что мечты сбываются, а невозможное возможно – иногда.
Свое самое знаменитое произведение (как и многие другие) писатель посвятил жене – Нине Николаевне Грин, «золотистой Нине», «голубчику-жене», «отчаянному плаксе, не взрослому вполне, и не такому, как все, строителю дворцов, хранителю супруга, изобретателю бретонских огурцов и механического плуга».
Она действительно была его хранителем – и те 11 лет, что прожила с ним, и после его смерти, когда боролась за создание музея в домике в Старом Крыму, который в 1932 году выменяла на золотые часы.
Жили они в бедности, иногда в нищете. «У нас нет ни керосина, ни чая, ни сахара, ни табаку, ни масла, ни мяса. У нас есть по 300 гр отвратительного мешаного полусырого хлеба, обвислый лук и маленькие горькие, как хина, огурцы», – писала она своему другу.
Грина не печатали, он болел, страдал и от наследственного алкоголизма.
Но она никогда не упрекала мужа, стараясь изо всех сил соответствовать его идеалу – быть его Ассоль.
Она была первой, кому он читал свои рукописи. Называл ее ласково «феей волшебного ситечка» за то, что помогала просеивать слова и образы, избавляться от лишнего. В этом крошечном домике с земляным полом умирающий Грин писал свой последний роман «Недотрога» – красивую сказку о цветах, которые распускались и тянулись к человеку с доброй душой. И увядали в присутствии человека злого. Грин говорил, что есть и люди, подобные этим цветам, – недотроги.
Роман остался незаконченным. Грин умер 8 июля 1932 года. «Не встреть я Сашеньку, жизнь прожила бы полусонно. Я им согрета, он мое солнце, и небо, и покой», – признавалась Нина Николаевна в своих мемуарах. Жертвенная женщина.
Грин не исчерпывается романтическими сказками о мечте и любви. У него много мистических, готических мотивов. В рассказе «Серый автомобиль», который много лет спустя стал основой первого мистического триллера в России – «Господина оформителя» Олега Тепцова, Грин пишет о начале эры машин и пророчит противостояние механизмов и природы. И все же сегодня больше известны его романтические сказки. «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»... Окрашенные в розовый, голубой, золотой цвета, они не вписывались в мир, где все делилось на красное и белое, шла ожесточенная классовая борьба, клеймили и казнили «врагов народа». Время Грина настало позже, а уж в эпоху оттепели, полную надежд и романтизма, он стал кумиром. На этой романтической волне в 1961 году один из главных сказочников советского кинематографа Александр Птушко снял фильм «Алые паруса». Шили паруса из алого шелка, который шел на изготовление пионерских галстуков. Фильм с юной Анастасией Вертинской (Ассоль) и бравым красавцем Василием Лановым (капитан Грэй) имел невероятный успех.
А потом в Ленинграде придумали праздник выпускников. Вскоре его символом стал корабль с алыми парусами. Так до сих пор – кораблик под алыми парусами появляется в акватории Невы в разгар белой ночи и вчерашние школьники встречают его аплодисментами и восторженными криками. Они еще молоды и верят, что мечты сбываются.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6747) от 24.08.2020 под заголовком «Алеет парус одинокий».
Комментарии