Алеет парус одинокий. Исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Грина

23 августа исполняется 140 лет со дня рождения писателя Александра Грина.

Алеет парус одинокий. Исполнилось 140 лет со дня рождения Александра Грина | ФОТО Ильи ЩЕРБАКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Ильи ЩЕРБАКОВА/ИНТЕРПРЕСС

«Действие происходит в вымышленной стране в неопределенное время». С этой ремарки начиналось либретто балета «Алые паруса», исполненного труппой Большого театра в эвакуации в Куйбышеве. Премьера состоялась 30 декабря 1942 года. В основе либретто лежала повесть Александра Грина, написанная им в охваченном хаосом и разрухой Петрограде в первые годы после революции.

«Лелейте мечты», – говорил писатель. Потому что иногда только мечты помогают примириться с действительностью и выжить.

Замысел романтической феерии «Алые паруса» возник у Грина, когда в витрине какого-то разграбленного магазина игрушек в Петрограде он увидел кораблик с красными парусами. Потом он служил в Красной армии связистом, проходил пешком иногда по 40 км в день, стоял в карауле по 20 часов, смертельно уставал. Но в кармане шинели была рукопись «Красных парусов» (алыми они стали позднее). «Близость ее чем-то согревала мою душу, словно паутинкой неразорвавшейся связи со светлым миром мечты», – вспоминал Грин.

От войны его спас, если можно так сказать, сыпной тиф. Грина демобилизовали и отправили на санитарном поезде в Петроград. А здесь спасение пришло во второй раз – на помощь пришел Горький, который предоставил Грину место в Доме искусств, где нашли приют и паек в то лихое время многие литераторы. Здесь Грин жил отшельником. И завершил свою феерию о том, что мечты сбываются, а невозможное возможно – иногда.

Свое самое знаменитое произведение (как и многие другие) писатель посвятил жене – Нине Николаевне Грин, «золотистой Нине», «голубчику-жене», «отчаянному плаксе, не взрослому вполне, и не такому, как все, строителю дворцов, хранителю супруга, изобретателю бретонских огурцов и механического плуга».

Она действительно была его хранителем – и те 11 лет, что прожила с ним, и после его смерти, когда боролась за создание музея в домике в Старом Крыму, который в 1932 году выменяла на золотые часы.

Жили они в бедности, иногда в нищете. «У нас нет ни керосина, ни чая, ни сахара, ни табаку, ни масла, ни мяса. У нас есть по 300 гр отвратительного мешаного полусырого хлеба, обвислый лук и маленькие горькие, как хина, огурцы», – писала она своему другу.

Грина не печатали, он болел, страдал и от наследственного алкоголизма.

Но она никогда не упрекала мужа, стараясь изо всех сил соответствовать его идеалу – быть его Ассоль.

Она была первой, кому он читал свои рукописи. Называл ее ласково «феей волшебного ситечка» за то, что помогала просеивать слова и образы, избавляться от лишнего. В этом крошечном домике с земляным полом умирающий Грин писал свой последний роман «Недотрога» – красивую сказку о цветах, которые распускались и тянулись к человеку с доброй душой. И увядали в присутствии человека злого. Грин говорил, что есть и люди, подобные этим цветам, – недотроги.

Роман остался незаконченным. Грин умер 8 июля 1932 года. «Не встреть я Сашеньку, жизнь прожила бы полусонно. Я им согрета, он мое солнце, и небо, и покой», – признавалась Нина Николаевна в своих мемуарах. Жертвенная женщина.

Грин не исчерпывается романтическими сказками о мечте и любви. У него много мистических, готических мотивов. В рассказе «Серый автомобиль», который много лет спустя стал основой первого мистического триллера в России – «Господина оформителя» Олега Тепцова, Грин пишет о начале эры машин и пророчит противостояние механизмов и природы. И все же сегодня больше известны его романтические сказки. «Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»... Окрашенные в розовый, голубой, золотой цвета, они не вписывались в мир, где все делилось на красное и белое, шла ожесточенная классовая борьба, клеймили и казнили «врагов народа». Время Грина настало позже, а уж в эпоху оттепели, полную надежд и романтизма, он стал кумиром. На этой романтической волне в 1961 году один из главных сказочников советского кинематографа Александр Птушко снял фильм «Алые паруса». Шили паруса из алого шелка, который шел на изготовление пионерских галстуков. Фильм с юной Анастасией Вертинской (Ассоль) и бравым красавцем Василием Лановым (капитан Грэй) имел невероятный успех.

А потом в Ленинграде придумали праздник выпускников. Вскоре его символом стал корабль с алыми парусами. Так до сих пор – кораблик под алыми парусами появляется в акватории Невы в разгар белой ночи и вчерашние школьники встречают его аплодисментами и восторженными криками. Они еще молоды и верят, что мечты сбываются.

#писатель #литература #Алые паруса

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6747) от 24.08.2020 под заголовком «Алеет парус одинокий».


Комментарии