Только на сайте

Ах, Эраст, Эраст! Размышления о спектакле «Бедная Лиза» в постановке Марка Розовского

Артисты в самом начале спектакля уточняют – зрители увидят музыкально-поэтическое представление.

Ах, Эраст, Эраст! Размышления о спектакле «Бедная Лиза» в постановке Марка Розовского | Фото Натальи Кореновской

Фото Натальи Кореновской

Есть спектакли, которые невозможно критиковать – из-за осознания той сложности, что стояла перед его создателями. Хотя, казалось бы: что может быть проще для современного режиссера, чем перенести на сцену историю любви бедной крестьянки Лизы, погубленной ветреным дворянином? Добавить в нее как можно больше пошлости и грязи, одеть героев как фриков (или просто раздеть), но не забыть про напудренные парики XVIII века. Гениальный спектакль готов – восхищайтесь.

Представить сентиментальную прозу Николая Карамзина зрителям подросткового возраста – сверхзадача. Для ее решения руководство ТЮЗа им. А. Брянцева пригласило народного артиста России Марка Розовского. Художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот», драматург, сценарист и режиссер, он работал на лучших сценах страны – во МХАТе, Театре им. В. Маяковского и Театре кукол им. С. Образцова в Москве, а у нас – в Александринке и Мариинке, в Театре им. Ленсовета и легендарном БДТ (в то время носящем имя Максима Горького).

Но не только колоссальным опытом объясняется выбор этого режиссера. Кажется, что для Марка Розовского литературное наследие Карамзина в целом, и эта скромная и простая повесть в частности несут в себе какое-то особое значение. «Наши понятия о добре и зле имеют пробелы. Отчего жизнь оказывается лишена вкуса, покоя и грации, путаница ведет к хаосу, скошенные представления могут привести даже к преступлению», – объясняет режиссер свое многократное обращение к этому тексту.


Фото Натальи Кореновской

Премьера его первой «Бедной Лизы» прошла еще в 1973 году в ленинградском БДТ, куда Розовского пригласил сам Георгий Товстоногов. А в 1983 году, в только что созданном театре «У Никитских ворот», история о том, что и крестьянки любить умеют, вновь была представлена зрителю. Эта постановка, сыгранная актерами на русском и английском языках, в 1989 году стала лауреатом престижного Эдинбургского фестиваля. «Бедная Лиза» до сих пор в репертуаре этого московского театра – в прошлом году спектаклю исполнилось 35 лет.

Спектакль ТЮЗа им. А. Брянцева наследует всем этим постановкам – и по стилистике, и по духу. В ткань повествования вплетены песни, музыку к которым написал сам режиссер. Жанр заявлен как мюзикл, но артисты в самом начале спектакля уточняют – зрители увидят музыкально-поэтическое представление. Второе определение точнее. Спектакль напоминает салонную оперу, поставленную силами крепостных актеров или же дружной творческой семьей. Персонажам аккомпанирует камерный музыкальный оркестр, какой в конце XVIII века вполне могла себе позволить обеспеченная аристократическая семья, решившая удивить гостей.

Сценография Ксении Шимановской тоже отсылает к старинной дворянской «самодеятельности». Все предельно просто, понятно, но и символично. Перед началом спектакля зрители театра с интересом рассматривали не скрытые от них занавесом декорации: канатное плетение, напоминающее рыболовную сеть, украшенное полевыми цветами и фигурками белоснежных московских церквушек. Старинный сундук посередине сцены разделял ее на два мира: с одной стороны – хижина бедной крестьянской семьи (икона, лавка, веретено), с другой – кабинет дворянина Эраста (изящный письменный столик).


Фото Натальи Кореновской

Сюжет карамзинской повести, как известно, прост, наивен и полон пасторальных мотивов. Жила-была неподалеку от Москвы зажиточная крестьянская семья, где отец не пил и любил трудиться. После его смерти семья обеднела, и юная Лиза вынуждена работать, чтобы прокормить старую мать. Продавая в Москве ландыши, девушка знакомится с богатым дворянином по имени Эраст. Тот устал от распущенности высшего света, и чистая нежная девушка пленяет его сердце. До определенной поры. Узнав о помолвке любимого с богатой вдовой, Лиза топится в пруду рядом с Симоновым монастырем.

Как разыграть эту историю перед глазами детей и подростков, чтобы не вызвать у них ни усмешки, ни раздражения? Пойти от противного – самим шутить над повестью и ее героями. Главным помощником режиссера в этом стала сама Лиза – актриса Анна Мигицко (во втором составе роль исполняет Мария Хрущева). Ее Лиза лучиста, нежна и прекрасна, но каждое появление этой девушки на сцене вызывает у зрителя улыбку – актрисе нравится подшучивать над своей героиней. Другие актеры вслед за ней тоже лишь «играют» в XVIII век, пародируя манеры того далекого времени.


Фото Натальи Кореновской

Ирония – единственный способ представить зрителю главного героя повести, легкомысленного барина Эраста (роль Никиты Марковского / Константина Федина). Рассказчик (Алексей Титков) не перестает подтрунивать над ним, не боясь каждый раз делать многозначительное ударение на имени, столь нелепо звучащем для современных детей. Где опасно – там актеры и обостряют. И это работает. Даже сцена потери Лизой невинности решена с юмором, хотя смело и чувственно. Юные зрители с самого начала спектакля понимают: их в общем-то никто не заставляет воспринимать происходящее на сцене серьезно – актеры же шутят. А потому в какой-то момент они увлекаются игрой, начинают следить за сюжетом и вслушиваться в слова песен, которые и передают суть происходящего на сцене.

Этот спектакль Марк Розовский посвятил памяти Георгия Александровича Товстоногова, пообещав, что в нем будет «раскрыта психология поступков героев» и «торжествовать человечность». Не обманул. В какой-то момент эта музыкальная ирония над старинной прозой переходит в трагедию: Лиза поет о птице-горлице, вплетая в пастораль мотивы средневековых русских плачей. Погибнув от предательства, она застывает перед зрителем словно Аленушка с полотна Виктора Васнецова. И становится страшно, когда обезумевшая от горя мать (роль Лилиан Наврозашвили / Марии Сосняковой) баюкает свою руку вместо умершей дочери. Но вскоре актеры вновь поют посвящение сентиментальной прозе, в которой есть свое очарование.


Фото Натальи Кореновской

Про очарование и восхищение. Милый и забавный Эраст, погубивший несчастную девушку (по мнению рассказчика – не от зла), так объясняет свой поступок: «Уж восхищения нет, раз тайны нет уже». Хорошо объясняет, доступно. Один раз, второй, третий... Все юные девушки в зале уже поняли, в чем ошибка бедной Лизы. Впрочем, они и сами, читающие глянцевые журналы и изучающие в чужих блогах психологию отношений полов, многое понимают. Или думают, что понимают. Поэтому когда Эраст раз в четвертый затянул, что у него «восхищения нет»... Немного переборщил, в общем. Смущает и другой музыкальные отрывок в его исполнении – о чистой «натуре» и веселых эллинах. Взрослый образованный зритель, конечно, поймет это противопоставление языческого культа тела и наших христианских представлений о любви, невинности и чистоте. Но для подростков это, пожалуй, и слишком сложно, и слишком прямолинейно.

Спектакль Розовского смог «оживить» повесть о бедной Лизе. На него можно прийти со своим ребенком хотя бы для того, чтобы объяснить – эта незамысловатая на первый взгляд история для читателей того времени была настоящим культурным шоком. Это же первая мелодрама! И можно вместе пофантазировать, почему Александр Сергеевич Пушкин дал главной героине своей повести «Барышня-крестьянка» нежное имя Лиза. Или вспомнить, как уже наш современник – Борис Акунин – назвал первую любовь Эраста Фандорина, погибшую в романе «Азазель». Вот и связь времен. Тонкая, но важная.

#театр #спектакль #Бедная Лиза #ТЮЗ

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...