Африканские маски XIX – XX веков впервые представили в Эрмитаже

Как уже сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Трансфигурации. Маски Африки XIX – XX веков». 126 предметов из Эрмитажа, Кунсткамеры, музейных и частных собраний впервые рассказывают широкой публике о смысле этого предмета, который скрывал не только лицо.

Африканские маски XIX – XX веков впервые представили в Эрмитаже | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Название проекта происходит от слова «трансфигурация» (преображение). Это и дань популярному Гарри Поттеру, точнее, предмету, который он изучал в своей школе волшебства, и отражение веры носителей масок в их магическую силу.

В основном экспонаты, показанные на выставке, происходят из стран Западной и Центральной Африки –  от Республики Гвинея до Демократической Республики Конго. Они использовались для обрядов годового сельскохозяйственного цикла (сев –  сбор урожая), церемоний демонстрации власти, прощания с усопшими, представлений уличных театров.

Первое, на что обратит внимание любой посетитель выставки, словосочетание «личина маски» на этикетаже. Как пояснила для нашей газеты Анна Сиим, старший научный сотрудник Кунсткамеры, в африканской традиции маска –  это целый костюм. Его основные части –  наголовник, личина (тот предмет, который мы привыкли называть маской) и одежда. Именно поэтому равноправные участники показа –  одежда масок из плетеного растительного волокна. Они принадлежат народу бамилеке (Камерун).

Сиим показала несколько характерных предметов. Наголовник маски народа сегу (Мали) изображает антилопу с длинными рогами. Он использовался в сельскохозяйственных ритуалах. Масками пользовались только мужчины, хотя антилопы могли иметь разный пол. Для обозначения самки ей на голову усаживали детеныша. Кстати, эта маска попала в Кунсткамеру в 1910 году из Гамбургского музея народоведения. Тогда межмузейный обмен был обычной практикой.

Маски, покрашенные белой краской, использовались в погребальных церемониях в Габоне и Нигерии. Долгое время европейцы считали, что эти маски имеют японское происхождение. Эффектная маска-шлем народа бабанки (Камерун) использовалась в церемониях чествования правителя. Наголовник в виде человеческой головы с глазами из стекла народа маконде (Танзания –  Мозамбик) применялся в обрядах мужской инициации.

Маски и наголовники по большей части вырезались из дерева. Но не всегда: на выставке показан наголовник маски народа кубо (Конго), сделанный из кожи и украшенный раковинами каури. Предмет использовался для чествования правителя, поэтому снабжен хоботком –  символом силы (слона).

В 2017 году Сергей Гирдин, российский дипломат, подарил Эрмитажу собрание африканского искусства, ставшее основой постоянной экспозиции в Главном штабе. Он обратил наше внимание на два предмета. Наголовник народа поньюго (Мали –  Кот-д,Ивуар) представляет собой зооморфный шлем с целым зоосадом –  буйвол, носорог, саламандра, бегемот. Во время ритуалов из ноздрей зверя шел дым, который отпугивал злых духов.

Миниатюрная фигура воина из дерева и растительного волокна принадлежит народу салампасу (Конго). Ее носили по селению, чтобы проинформировать: скоро будет воинственный обряд. Безвестный автор снабдил воина кинжалом. Неважно, что оружие из щепки, главное –  поднять боевой дух.

#музей #маски #выставка #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6958) от 05.07.2021 под заголовком «Маска, я тебя узнаю».


Комментарии