Афиши военного времени из Музыкальной библиотеки Филармонии отреставрируют к 80‑летию Победы

Специалисты Санкт-Петербургского института истории РАН уже работают с ними.

Афиши военного времени из Музыкальной библиотеки Филармонии отреставрируют к 80‑летию Победы | Фото Дмитрия Соколова

Фото Дмитрия Соколова

Проект «Военная летопись Филармонии» стартовал несколько месяцев назад. Из собрания Музыкальной библиотеки его организаторы отобрали более 700 афиш, несколько десятков программок, пригласительные билеты и рукописные материалы — все они должны быть отреставрированы в мастерских Института истории РАН к декабрю 2025 года.

Работы разделены на три этапа. Первый включает в себя исследование и реставрацию материалов, связанных с жизнью и работой Ленинградской филармонии в эвакуации в Новосибирске. Результаты будут представлены уже к лету.

«Оркестр Филармонии был эвакуирован в Новосибирск и там продолжил свою творческую деятельность, — рассказывает Татьяна Базарова, заведующая архивом Института истории РАН. — Это было для Новосибирска очень важным музыкальным событием, концерты давались очень часто. Афиши печатали тиражом в несколько десятков экземпляров, от 50 до 120. Их развешивали по всему городу. Удивительно время начала концертов — восемь, восемь тридцать вечера. Нам сейчас кажется, что это очень поздно, но тогда шла война, люди работали и после напряженного рабочего дня шли слушать музыку».

Эти афиши напечатаны типографской краской двух цветов — черной и красной (на некоторых использована только одна). Шрифт — самый простой, для детских концертов — чуть менее строгий. «Некоторые листы сохранились очень хорошо, — говорит Татьяна Анатольевна. — Есть небольшие утраты по краям, такая лохматость, разрывы, остались следы от проколов, поскольку афиши были сшиты в одну подборку. Здесь требуется минимальное вмешательство реставратора. А есть такие, которые буквально распались на части, и их приходится воссоздавать. Процесс реставрации каждый раз выстраивается индивидуально, для каждой афиши — свой план».

Но начинается работа всегда с исследования. Нужно определить химический состав основы, ее кислотность, толщину, изначальную белизну… Ведь в годы войны афиши печатали не только на типографской, но и на так называемой сахарной бумаге (в мирное время из нее делали пакеты для сахара). Только потом реставрационный совет решает, какие методы применить.

Первый этап — практически всегда сухая очистка, удаление поверхностных загрязнений. Ее проводят с помощью специального реставрационного пылесоса. Затем, если при исследовании выяснилось, что краски не растворяются водой, — промывка в специальной ванне. Сначала проточной водой, потом — дистиллированной. Удаляется не только грязь, но и продукты старения бумаги. В большинстве случаев требуется нейтрализация (процесс, который позволяет понизить кислотность). После промывки афиша заметно светлеет. Конечно, она не становится белоснежной, сохраняет светло-коричневый, желтоватый цвет, ощущение возраста, память. Но вид, который она приобретает, уже гораздо ближе к оригиналу.

Реставрация афиш2_С.jpg
Фото Дмитрия Соколова


Для работы с плохо сохранившимися листами существует вакуумный стол. Он позволяет промыть, увлажнить и укрепить документ, не перемещая его с места на место. Тут же проводится нейтрализация и восполнение утрат. Даже если краска не водостойкая, на этом столе она не потечет, не размажется. Воду разбрызгивают на бумагу из пульверизатора и тут же удаляют специальным устройством. Все предельно деликатно.

Дальше — восполнение утрат, укрепление. «Я занимаюсь подклейкой разрывов, — рассказала реставратор Елена Пахалова. — На многих афишах есть разрывы по краям. Они подклеиваются (мы используем клей из пшеничного крахмала), потом укрепляются поперечной японской бумагой. После мелких подклеек некоторые листы приходится дублировать. Мы накатываем равнопрочную, очень тонкую бумагу на всю афишу». После восполнения утрат, ликвидации разрывов и закрепления краев лист попадает под пресс. Там он окончательно высушивается, и… его можно возвращать Филармонии.

Необходимая часть проекта — фотофиксация. Она проводится до начала реставрации, в ходе работы и после ее завершения. Предполагается, что цифровые копии всех материалов станут доступны исследователям и знатокам, их будут предоставлять разным музеям для выставок, реальных и виртуальных.

На сегодняшний день специа­листы Института истории отреставрировали около 20 афиш, 15 программок и  пригласительный билет — на премьеру Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в Новосибирске, которая состоялась 9 июля 1942 года. Осталось еще 55 афиш. Первый этап проекта «Военная летопись Филармонии» должен завершиться к 120‑летию со дня рождения Евгения Мравинского (он возглавлял симфонический оркестр Ленинградской филармонии около полувека, в том числе и в годы Великой Отечественной войны). На афишах, которые будут восстановлены первыми, его имя занимает центральное место.

На втором этапе продлевать жизнь будут материалам, связанным с концертами в блокадном Ленинграде. Реставрация афиш того времени и блокадной концертной книги Филармонии будет закончена к 27 января 2024 года, Дню полного освобождения города от блокады. Далее предстоит работа с памятниками предвоенного полугодия 1941 года, сезона 1944/45 годов и теми новосибирскими материалами, которые не вошли в первый блок (в том числе рукописными брошюрами, фотографиями). Представить окончательные результаты организаторы надеются в декабре 2025 года. А еще ими запланированы две большие научные конференции. Одна будет посвящена звуковому образу Ленинграда военной поры, другая — итогам проекта «Военная летопись Филармонии».

«В этом проекте речь идет об абсолютно уникальных объектах, которые формально (только формально) не являются музейными экспонатами, но по сути — полноценные, уникальные хранители материальной и духовной памяти о прошлом нашего города и страны, — говорит Юлия Кантор, заместитель директора Института истории РАН. — Я абсолютно уверена, что никакая оцифровка, никакая виртуальная реальность не отменят реальности того неосязаемого, непознаваемого, что исходит от экспоната, артефакта, документа… Энергетика существует, и предмет хранит память».


#реставрация #библиотека #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (7409) от 04.05.2023 под заголовком «Афиши военного времени».


Комментарии