Главная городская газета

Остров для беспризорных поэтов

  • 01.06.2017
  • Полина Виноградова
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
  Остров для беспризорных поэтов | Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Иллюстрация cosma/shutterstock.com

К лету на острове Новая Голландия появились не только грядки, но и ростки нового искусства. Первые весенние стебли дала поэзия. Под шум тракторов, вспахивающих землю для посадок, здесь состоялись первые «Поэтические чтения».

Впредь поэтические фестивали будут проходить здесь регулярно. Официальное открытие летнего сезона состоится сегодня, а до этого заманить народ на берег Крюкова канала можно было только наличием известных имен. Хотя известных имен среди современных поэтов, увы, немного. Многие стихи напоминают словесный ребус, а публика этого не любит.

Но стоило прийти на остров, чтобы открыть для себя неизведанный период отечественной поэзии, оставшийся за бортом массовой культуры. Этим поэтам за пятьдесят, в их творчестве пульсирует «лихое десятилетие» 1990-х, в их душах - незалеченная травма своего времени.

Этой весной поэтов приютил центр современной культуры «Гараж»: провел в Петербурге и в Москве «Поэтические чтения», издал солидный сборник со стихами и теоретическими статьями. Каждый из приглашенных поэтов имеет богатый послужной список: премии, фестивали, сборники стихов и прозы, переводы на разные языки. Но чтобы быть успешным, поэту важно быть услышанным. Поэтому и поэтам, и нашему городу был нужен этот фестиваль на фоне пейзажей старой Коломны.

В течение двух дней свои стихи читали Иван Жданов, Юрий Арабов, Виталий Пуханов, Катя Капович, Александр Скидан и другие. Из Америки в Петербург приехали Чарльз Бернстин и Ванесса Плейс, а также наши соотечественники, живущие в Штатах, Полина Барскова и Евгений Осташевский. Текст-группа «Орбита», объединившая латвийских поэтов, пишущих на русском языке, показала свой перформанс на фоне майского заката.

Кураторы Марк Шатуновский и Дмитрий Голынко разделили программу на две панели - «Поэтика означаемого» и «Диалоги». С диалогами все более или менее понятно: обсуждались трудности перевода, связи русской и зарубежной поэзии, общие черты и различия и так далее. А вот что такое «Поэтика означаемого», знают далеко не все любители литературы. Этот вопрос я задала куратору Марку Шатуновскому.

«Термин «означаемое» - это реальность. С помощью языка мы означаем какие-то предметы. Слово «стул» - это означающее, а сам стул - означаемое. Для той поэзии, которую я представляю, очень важна взаимосвязь с реальностью, но меня интересует такой способ «выразить себя», когда с помощью языка поэт находит не рациональные способы описания реальности, мы их иногда называем откровением. Он говорит нам о большем, нежели то, что слова в себе изначально содержат; он увеличивает наше восприятие реальности на несколько регистров...».

Стихотворения поэтов, с которыми в эти дни я познакомилась впервые, изменили мое отношение если не к реальности в целом, то к эпохе, на которую пришлись мое детство и юность. Меня потрясли стихи Юрия Арабова, известного сценариста, лауреата Каннского кинофестиваля, который признался, что считает себя в первую очередь поэтом. Пронзили до глубины души стихотворения Виталия Пуханова. Довела до слез Катя Капович. Максим Жуков удивил виртуозным обращением с формой и рифмой.

«В Петербурге несколько сотен тысяч человек пишут стихи. Мы сегодня плохо понимаем, кто профессиональный поэт, а кто случайный человек. У нас нет какой-то матрицы, которую можно наложить и понять: это стоит слушать, а это нет. Этот фестиваль один из способов отделить содержательную и значимую поэзию от поэзии любительской или просто банальной», - уверен Марк Шатуновский.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook