Остров для беспризорных поэтов

К лету на острове Новая Голландия появились не только грядки, но и ростки нового искусства. Первые весенние стебли дала поэзия. Под шум тракторов, вспахивающих землю для посадок, здесь состоялись первые «Поэтические чтения».

  Остров для беспризорных поэтов | Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Впредь поэтические фестивали будут проходить здесь регулярно. Официальное открытие летнего сезона состоится сегодня, а до этого заманить народ на берег Крюкова канала можно было только наличием известных имен. Хотя известных имен среди современных поэтов, увы, немного. Многие стихи напоминают словесный ребус, а публика этого не любит.

Но стоило прийти на остров, чтобы открыть для себя неизведанный период отечественной поэзии, оставшийся за бортом массовой культуры. Этим поэтам за пятьдесят, в их творчестве пульсирует «лихое десятилетие» 1990-х, в их душах - незалеченная травма своего времени.

Этой весной поэтов приютил центр современной культуры «Гараж»: провел в Петербурге и в Москве «Поэтические чтения», издал солидный сборник со стихами и теоретическими статьями. Каждый из приглашенных поэтов имеет богатый послужной список: премии, фестивали, сборники стихов и прозы, переводы на разные языки. Но чтобы быть успешным, поэту важно быть услышанным. Поэтому и поэтам, и нашему городу был нужен этот фестиваль на фоне пейзажей старой Коломны.

В течение двух дней свои стихи читали Иван Жданов, Юрий Арабов, Виталий Пуханов, Катя Капович, Александр Скидан и другие. Из Америки в Петербург приехали Чарльз Бернстин и Ванесса Плейс, а также наши соотечественники, живущие в Штатах, Полина Барскова и Евгений Осташевский. Текст-группа «Орбита», объединившая латвийских поэтов, пишущих на русском языке, показала свой перформанс на фоне майского заката.

Кураторы Марк Шатуновский и Дмитрий Голынко разделили программу на две панели - «Поэтика означаемого» и «Диалоги». С диалогами все более или менее понятно: обсуждались трудности перевода, связи русской и зарубежной поэзии, общие черты и различия и так далее. А вот что такое «Поэтика означаемого», знают далеко не все любители литературы. Этот вопрос я задала куратору Марку Шатуновскому.

«Термин «означаемое» - это реальность. С помощью языка мы означаем какие-то предметы. Слово «стул» - это означающее, а сам стул - означаемое. Для той поэзии, которую я представляю, очень важна взаимосвязь с реальностью, но меня интересует такой способ «выразить себя», когда с помощью языка поэт находит не рациональные способы описания реальности, мы их иногда называем откровением. Он говорит нам о большем, нежели то, что слова в себе изначально содержат; он увеличивает наше восприятие реальности на несколько регистров...».

Стихотворения поэтов, с которыми в эти дни я познакомилась впервые, изменили мое отношение если не к реальности в целом, то к эпохе, на которую пришлись мое детство и юность. Меня потрясли стихи Юрия Арабова, известного сценариста, лауреата Каннского кинофестиваля, который признался, что считает себя в первую очередь поэтом. Пронзили до глубины души стихотворения Виталия Пуханова. Довела до слез Катя Капович. Максим Жуков удивил виртуозным обращением с формой и рифмой.

«В Петербурге несколько сотен тысяч человек пишут стихи. Мы сегодня плохо понимаем, кто профессиональный поэт, а кто случайный человек. У нас нет какой-то матрицы, которую можно наложить и понять: это стоит слушать, а это нет. Этот фестиваль один из способов отделить содержательную и значимую поэзию от поэзии любительской или просто банальной», - уверен Марк Шатуновский.

#Новая Голландия #«Поэтические чтения» #искусство

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?