Остров для беспризорных поэтов

К лету на острове Новая Голландия появились не только грядки, но и ростки нового искусства. Первые весенние стебли дала поэзия. Под шум тракторов, вспахивающих землю для посадок, здесь состоялись первые «Поэтические чтения».

  Остров для беспризорных поэтов | Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Иллюстрация cosma/shutterstock.com

Впредь поэтические фестивали будут проходить здесь регулярно. Официальное открытие летнего сезона состоится сегодня, а до этого заманить народ на берег Крюкова канала можно было только наличием известных имен. Хотя известных имен среди современных поэтов, увы, немного. Многие стихи напоминают словесный ребус, а публика этого не любит.

Но стоило прийти на остров, чтобы открыть для себя неизведанный период отечественной поэзии, оставшийся за бортом массовой культуры. Этим поэтам за пятьдесят, в их творчестве пульсирует «лихое десятилетие» 1990-х, в их душах - незалеченная травма своего времени.

Этой весной поэтов приютил центр современной культуры «Гараж»: провел в Петербурге и в Москве «Поэтические чтения», издал солидный сборник со стихами и теоретическими статьями. Каждый из приглашенных поэтов имеет богатый послужной список: премии, фестивали, сборники стихов и прозы, переводы на разные языки. Но чтобы быть успешным, поэту важно быть услышанным. Поэтому и поэтам, и нашему городу был нужен этот фестиваль на фоне пейзажей старой Коломны.

В течение двух дней свои стихи читали Иван Жданов, Юрий Арабов, Виталий Пуханов, Катя Капович, Александр Скидан и другие. Из Америки в Петербург приехали Чарльз Бернстин и Ванесса Плейс, а также наши соотечественники, живущие в Штатах, Полина Барскова и Евгений Осташевский. Текст-группа «Орбита», объединившая латвийских поэтов, пишущих на русском языке, показала свой перформанс на фоне майского заката.

Кураторы Марк Шатуновский и Дмитрий Голынко разделили программу на две панели - «Поэтика означаемого» и «Диалоги». С диалогами все более или менее понятно: обсуждались трудности перевода, связи русской и зарубежной поэзии, общие черты и различия и так далее. А вот что такое «Поэтика означаемого», знают далеко не все любители литературы. Этот вопрос я задала куратору Марку Шатуновскому.

«Термин «означаемое» - это реальность. С помощью языка мы означаем какие-то предметы. Слово «стул» - это означающее, а сам стул - означаемое. Для той поэзии, которую я представляю, очень важна взаимосвязь с реальностью, но меня интересует такой способ «выразить себя», когда с помощью языка поэт находит не рациональные способы описания реальности, мы их иногда называем откровением. Он говорит нам о большем, нежели то, что слова в себе изначально содержат; он увеличивает наше восприятие реальности на несколько регистров...».

Стихотворения поэтов, с которыми в эти дни я познакомилась впервые, изменили мое отношение если не к реальности в целом, то к эпохе, на которую пришлись мое детство и юность. Меня потрясли стихи Юрия Арабова, известного сценариста, лауреата Каннского кинофестиваля, который признался, что считает себя в первую очередь поэтом. Пронзили до глубины души стихотворения Виталия Пуханова. Довела до слез Катя Капович. Максим Жуков удивил виртуозным обращением с формой и рифмой.

«В Петербурге несколько сотен тысяч человек пишут стихи. Мы сегодня плохо понимаем, кто профессиональный поэт, а кто случайный человек. У нас нет какой-то матрицы, которую можно наложить и понять: это стоит слушать, а это нет. Этот фестиваль один из способов отделить содержательную и значимую поэзию от поэзии любительской или просто банальной», - уверен Марк Шатуновский.

#Новая Голландия #«Поэтические чтения» #искусство

Комментарии