Анастасия Момот. Особое мнение

Сегодня мне хотелось бы затронуть больную тему кино. Кино для детей и для семейного просмотра, если быть точным. А тема в самом деле больная, и «болеет» она тяжело и продолжительно. С болезнями детской литературы, упомянутыми в предыдущей статье, её связывают некоторые общие симптомы. Но обо всём по порядку.

Анастасия Момот. Особое мнение | Анастасия Момот / Фото из архива

Анастасия Момот / Фото из архива

Кина не будет?

Кто же не знает наши старые, добрые фильмы, которые неизменно идут по телевизору в праздничные дни? Сложно представить новогодние каникулы без «Бриллиантовой руки», «Операции «Ы» и других приключений Шурика», «Джентльменов удачи», «Мимино», «Большой перемены», «Иронии судьбы», «Кавказской пленницы» и остальных - не менее блестящих творений советских кинорежиссеров. А почему мы их знаем, любим и до сих пор с удовольствием пересматриваем? Почему выражения из этих фильмов стали «крылатыми»? «Чтоб ты жил на одну зарплату!» «Ларису Ивановну хочу!» «У Вас ус отклеился!» «Невиноватая я! Он сам пришёл!» «А в тюрьме сейчас ужин... Макароны». «Цигель-цигель, ай-лю-лю!» Таких выражений из кино сотни, всех и не перечислишь. Потому что это кино было действительно для семейного просмотра - то есть оно нравилось и взрослым, и детям. Мы впитали его, как говорится, с молоком матери и передаём по наследству своим потомкам.

Когда включаешь старые фильмы в кругу родных, можно не бояться, что находящиеся поблизости дети или впечатлительные старики сейчас увидят что-то неприличное на экране, пошлое, мерзкое или пугающее. Ведь как-то умудрялись комедианты прошлых лет быть смешными, не затрагивая тем «ниже пояса». Сейчас это кажется почти невероятным! Вроде смотришь современную комедию с известными артистами, и всё хорошо, всё нравится, есть в ней даже некое подобие морали, а потом непременно кто-то издаст характерный физиологический звук. Зачем? Не нужно озвучивать излюбленное клише бодипозитивных гомосапиенс - «что естественно, то не безобразно». Безобразно! Безобразно, когда интимные подробности чьей-либо физиологии становятся достоянием общественности и выдаются за высокое искусство кинематографа! Кто-нибудь скажет, что я безнадёжно старомодна. Пусть. По-моему, лучше быть старомодным, чем гнаться за модой на свинство.

Что касается российских фильмов для детей, то они и вовсе вымирают как вид. «Всё! Кина не будет. Электричество кончилось!» Не будет новых «Приключений Электроника», новых «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён», «Айболита-66», «Острова сокровищ», «Гостьи из будущего», «Королевства кривых зеркал» и «Чучела». Вместо них юный зритель вынужден бесконечно смотреть на импортных супергероев в нелепых плащах и масках. Это тот самый общий «симптом» с детской литературой, о которой была предыдущая статья. Я не устану повторять, что настоящему супергерою не нужны ни плащи, ни маски. Всё, что ему нужно — это храброе сердце, полное любви и желания помочь всякому, кто оказался в беде. Будь то брошенный на улице котёнок, пожилая соседка, которой тяжело тащить тяжёлые сумки с продуктами, школьный друг, которого хотят побить старшие мальчики, или заболевшая и обессиленная мама... Чтобы помочь им, не нужно уметь летать, проходить сквозь стены или стрелять паутиной во все стороны. Жаль, что наши юные зрители так и не узнают об этом из современного популярного кино.

Зато на их глазах скоро состарится и обрастёт седой бородой Дэниэл Рэдклифф в образе Гарри Поттера. Представляю, как наши повзрослевшие дети будут вспоминать свои лучшие годы: «Мы застали Гарри Поттера, когда он был ещё маленьким!» Раз уж речь зашла о Гарри Поттере, хочется сказать, что это вообще не детское кино - особенно последние его части. Для детей они слишком страшные. Их создатели, очевидно, так увлечены кассовыми сборами, что всё дальше и дальше уходят от изначального замысла - той самой сказки про милого мальчика-волшебника и его друзей.

Создаётся общее удручающее впечатление, что раньше талантливые люди говорили друг другу: «А давайте сделаем хорошее кино!» И делали хорошее кино. Теперь же они говорят: «А давайте заработаем деньги!» И зарабатывают деньги. «Аттракцион неслыханной жадности», господа.

Прошлая неделя выдалась дождливой. Мы сидели дома. По совету мамы я включила детям фильм Ролана Быкова «Внимание, черепаха!» Почему-то я не смотрела его раньше, зато получила огромное удовольствие от просмотра сейчас! Никакой грохочущей музыки, мельтешения на экране и дорогих спецэффектов. Но за кажущейся простотой формы скрывается удивительная глубина содержания. Великий кинорежиссёр сосредоточил внимание своего зрителя на самих детях. Он снимал крупным планом детские личики и в особенности детские глаза - такие трогательные и озорные, грустные и веселые, любопытные и задумчивые, кокетливые и испуганные... Настоящие. Живые. Это невозможно сыграть. Вероятно, некоторые моменты были «пойманы» на плёнку из реальности.

Ну а за судьбой черепахи, которую мальчишки ради эксперимента засунули под гусеницы движущегося танка, мы следили всей семьей, затаив дыхание! К счастью, черепаху спасли, и всё закончилось благополучно.

Однако, о многом заставляет задуматься то, что старый фильм про черепаху собрал у экрана телевизора три поколения нашей семьи и всем был одинаково интересен...

Не в этом ли сакральный смысл и основное предназначение семейного кино? Объединить семью, а не разобщить её! Дать всем домочадцам уникальную возможность побыть вместе - за просмотром и последующим обсуждением фильма... При этом неважно, сколько домочадцам лет - четыре, восемь, восемнадцать, сорок или семьдесят. У настоящего искусства нет возрастных ограничений.

Очень хочется сказать большое спасибо талантливым людям всех времён - за их настоящее искусство, благодаря которому мы по сей день - хотя бы иногда - собираемся вместе у одного экрана, а не расходимся по разным углам квартиры с планшетами в руках - где у каждого что-то своё, ему одному интересное...

«Здесь зрители аплодируют. Аплодируют, аплодируют, аплодируют. Кончили аплодировать».

Вы, конечно же, знаете, откуда эта цитата.

#дети #кино #проблема #тенденции

Комментарии