Зимой китайские туристы променяют Петербург на Мурманск

Предстоящей зимой значительная часть гостей из Китая могут проехать мимо Петербурга. Нет, Царское Село с его Янтарной комнатой никуда не делись, и их по-прежнему мечтают увидеть многие туристы из Поднебесной. Однако среди путешественников из КНР набирает популярность «охота» за северным сиянием, ради которой тысячи китайцев отправляются в Мурманск.

Зимой китайские туристы променяют Петербург на Мурманск | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Как поясняет президент Санкт-Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктория Баргачева, всего за несколько лет это явление превратилось в Китае в модную фишку. Подданные Поднебесной считают, что северное сияние способно приносить удачу: увидев его, можно рассчитывать на везение абсолютно во всем. Причем, по словам Баргачевой, съездить один раз среди них считается пустой тратой времени и денег - счастлив будет лишь тот, кто каждый год заряжается удачей от северного сияния. А поскольку отправиться в Россию с такой целью для китайца проще и дешевле - нередко он выбирает именно этот вариант.

По оценке лаборатории изучения китайского туризма, в нынешнем сезоне гостям из КНР предлагается аж 23 различных маршрута по России продолжительностью от 6 до 10 дней с возможностью увидеть северное сияние. И наиболее популярным является классический, в рамках которого по две ночи китайцы проводят в Москве и Петербурге, а три - в Мурманске. Удлинить пребывание за полярным кругом организаторам пришлось, чтобы подстраховаться: уж в один-то из трех дней северное сияние наверняка будет...

Если раньше Мурманск с возможностью увидеть северное сияние позиционировался как «гарнир» к основному блюду тура в виде Москвы и Петербурга, то теперь все стало наоборот. «Сейчас обе столицы становятся довеском к Мурманску, - считает Виктория Баргачева. - Причем не слишком обязательным». А роль нашего города и вовсе оказывается второстепенной, поскольку из-за меньшей по сравнению с Москвой транспортной доступности на долю Петербурга приходится не более 20% ночевок на маршрутах. «Некоторые программы обходятся и вовсе без посещения северной столицы», - замечает специалист.

Есть, правда, нюансы. Жители ряда китайских мегаполисов все же стараются соблюсти баланс между «охотой» за северным сиянием и классикой экскурсий по Москве и Петербургу (а те, кто живет в Нанкине или Чэнду, вообще предпочитают российские столицы). Но наиболее экономные представители провинциальных городов КНР экскурсионную часть тура сократили до минимума. Ведь, если они не увидят коллекцию Эрмитажа, полагают такие туристы, с ними явно ничего не случится. А коли не удастся посмотреть на северное сияние - удачи не будет весь год...

Впрочем, это еще не все «подводные камни». Традиционные классические экскурсионные туры в Москву и Петербург прежде всего ориентированы на возрастных туристов. Поездка же за северным сиянием больше является данью моды и зачастую ориентирована на молодых и мобильных китайцев. А для них обязательны чек-ины (то есть отметки о посещении того или иного объекта китайскими медийными звездами) и фотографии в соцсетях. «Такой «чек-ин-туризм» сам по себе формирует маршруты, наполняя их собственными, подчас неожиданными смыслами», - говорит Виктория Баргачева.

Данные лаборатории изучения китайского туризма свидетельствуют: в зимних маршрутах граждан КНР самыми популярными для «чек-ин-туризма» являются 12 объектов в России (5 в Мурманске, 4 в Москве и 3 в Петербурге). В основном это... заведения общественного питания, а вот всемирно признанных достопримечательностей среди них всего две. Правда, обе они расположены в Петербурге - Эрмитаж и Спас-на-Крови. Третье самое притягательное место нашего города - Литературное кафе. В Москве же гости из КНР предпочитают исключительно точки общепита («Шинок», «Турандот», «Белый кролик», Conversation). В Мурманске хитами «чек-ина» для них стали самый северный «Макдоналдс» и ресторан «Царская охота». А также стеклянный отель, Кот удачи и... село Териберка. То самое, где снимался громко заявивший о себе на весь мир фильм Андрея Звягинцева «Левиафан».

Почему, спросите, Россия, а не Финляндия, Норвегия или другие страны, в которых северного сияния тоже в достатке? Ответ дает статистика лаборатории изучения китайского туризма: в нашей стране это удовольствие обходится гостям вдвое дешевле, чем в соседней Суоми. И почти втрое - чем в Исландии. Причем даже самые дорогие российские предложения недотягивают до наиболее дешевых финских.

Но если сравнивать с путешествиями в другие регионы РФ, такая экзотика, как северное сияние, продается в Китае весьма дорого. Например, равный по продолжительности 9-дневный тур Москва + Петербург в ноябре обходится китайскому туристу вдвое дешевле, чем тот, где предусмотрен визит в Мурманск. Причем расценки за дополнительный сервис в этом заполярном городе (а плата за услуги, как правило, взимается китайским же турлидером) весьма высоки. Так, посещение русской бани наравне с обедом в том самом ресторане «Царская охота» и одним выездом на «охоту» за северным сиянием обходится каждому китайцу примерно в 4,5 тыс. рублей. Банальные шашлыки «потянут» на 5,4 тыс., а за программу в саамской деревне вместо официальных 1,5 тыс. рублей китайцам предлагают раскошелиться на... 700 юаней (около 6,3 тыс. рублей). Но, похоже, подданные Поднебесной готовы платить.

#туристы #Китай #путешествия #северное сияние

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6561) от 06.11.2019 под заголовком «За северным сиянием».


Комментарии