Жизнь без школы. Зачем переводить ребенка на семейное обучение

Прошедшие с начала пандемии месяцы, бесспорно, внесли свои коррективы во все сферы общественной жизни. В том числе – в учебный процесс. Оказалось, что дистанционное обучение стало настоящим испытанием для родителей, детей и учителей. Однако еще до всех этих событий существовали семьи, которые обучали своих детей дома – так называемые «семейники». Всем ли подходит такая форма обучения и каковы перспективы семейного обучения в России, выяснял наш корреспондент.

Жизнь без школы. Зачем переводить ребенка на семейное обучение | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Кто обучит сына дипломата


Для начала нужно сразу разобраться с понятиями. Помимо семейного, существует еще и домашнее обучение. Но это не одно и то же, несмотря на схожие по смыслу названия. На домашнее обучение ребенок переходит исключительно по медицинским или педагогическим показаниям. Это определяет специальная комиссия. Если он не может посещать школу физически, например, из-за спортивной травмы, врач предписывает ему домашний режим. Тогда учителя из школы приходят к ребенку на дом. Или ученик сам приходит в школу, но занимается с учителем индивидуально. При этом ребенок официально приписан к той школе, она за него отвечает и получает на него финансирование.

Семейное же обучение (СО) подразумевает, что ребенка фактически забирают из школы. И тогда семья берет на себя ответственность за его обучение. Учить его могут как родители, так и нанятые репетиторы или преподаватели из частных школ. Однако полностью отношения со школой он не разрывает. Ученик проходит аттестацию раз в год или чаще по договоренности с администрацией школы. К сожалению, разницу между домашним и семейным обучением иногда не понимают не только родители, но и педагоги, что вызывает немало сложностей.

Причины, по которым детей забирают из школы, могут быть самыми разными. Это не обязательно конфликт со сверстниками или учителями или буллинг (травля ученика). Ребенку может не подходить конкретная методика обучения, ему может не хватать внимания учителя, когда в классе сидят еще 30 таких же учеников, не понимающих пример. Ребенок может профессионально заниматься спортом или музыкой, и тогда у него просто физически не остается сил на то, чтобы ходить в школу и качественно выполнять домашние задания. СО может быть и вынужденной мерой. Допустим, в семье фермеров, которая живет далеко от школы. Или в семье дипломата, который уехал по работе на несколько лет в другую страну и забрал свою семью с собой.

«Прежде, чем принять решение о переходе на СО, задумайтесь над своими целями, – рекомендует Наталья Потеха, мама пятерых детей, четверо из которых находятся на СО. - Уйти из школы просто потому что тяжело, надоело, трудно добираться или ребенку (родителю) не нравится - это значит понимать, от чего хочется уйти. Но не понимать, к чему идете». Поэтому некоторые дети после опыта СО возвращаются в школу: так оказывается проще всем.

Возможность обучаться дома с 1992 года россиянам дает федеральный закон об образовании. Эта форма получения образования вне школы закреплена в 17-й статье закона. И вот уже почти 30 лет это право каждого россиянина. Значит, решение о переводе ребенка в такой формат обучения принимают родители, о чем они лишь уведомляют школу. И отказать им в этом не могут.

«Дети воспринимают меня как авторитетного педагога»


Супруги Елена и Владимир Рубченковы из воспитывают пятерых детей, двое из которых - школьники. Старшая дочь Маша ходит в третий класс, ее брат Толя – во второй. «Еще до того, как дети достигли школьного возраста, мы обдумывали возможность обучения на семейной форме. Мы изучали опыт других семей и пошли на это сознательно», - рассказывает мама Елена. Школу выбрали ближайшую к дому. С ней у семьи Рубченковых связано многое: в ней учился не только глава семейства, но и их родственники.

Отношения со школой у семьи за эти годы сложились хорошие. «Нет никакого сопротивления со стороны администрации школы, учителя всегда идут нам навстречу», - рассказывает Елена. Аттестацию старшие дети проходят дважды в год. Из-за разгула коронавируса весной ее даже удалось сдать онлайн. Как ни странно, против такой формы обучения выступали совсем не учителя, а близкие родственники. Но за прошедшие полгода они стали сомневаться: не лучше ли это дистанционки?

«Занимаемся мы каждый день, с утра, как в обычной школе. Да и дети ощущают себя школьниками, а не совершенно свободными людьми. Мы, родители, и наши дети воспринимаем этот процесс как заочное обучение», - говорит Елена. Учатся дети по программе «Школа России» по школьному учебнику и по дополнительным пособиям. Мама занимается с ними сама. Педагог по образованию, она владеет английским и французским языками.

«Конечно, мое образование помогает мне обучать своих детей, - говорит Елена. - Единственная сложность в нашем случае – это присутствие маленьких детей, с которыми во время уроков старших должны заниматься муж или мои родители. Старшие воспринимают меня как авторитетного педагога. Во-первых, они успешно сдают аттестацию и получают похвалу от школьных учителей. Для них это показатель того, что мы не зря занимаемся самостоятельно. Во-вторых, они чувствуют, что изменились. Я занимаюсь с ними индивидуально, что дает более хороший результат. Они не умели читать и писать, не знали математики, а теперь они все знают и иногда даже выполняют сложные задания. Может, я бы и хотела, чтобы они занимались больше, но они еще маленькие».

Довольны результатом и родители: не только уровнем знаний и развития детей, но и отношениями, которые складываются в семье. Дети не отдаляются ни от родителей, ни друг от друга. «Такая форма обучения нам нравится. Она подходит нашей семье и нашим детям. У нас есть свои особенности характера и здоровья. Закон позволяет нам выбирать, как обучать своих детей, и у нас есть возможность заниматься ими», - поясняет Елена.

Один из главных вопросов, который возникает применительно к СО, - это социализация: ребенок, занимаясь дома, будет ощущать недостаток общения со сверстниками. «Мне кажется, для многодетной семьи, как наша, это не проблема. Ведь дети не заперты в какой-то тюрьме, они все равно общаются с другими детьми, со школьниками, со взрослыми, – уверена Елена. - Они попадают в разные жизненные ситуации, ходят в магазин и встречаются с друзьями. Наверное, дети младшего школьного возраста больше направлены на общение внутри семьи. А когда они взрослеют, они обязательно социализируются: их личность настолько меняется, что она просто требует общения со сверстниками».

В планах у семьи Рубченковых - только семейное обучение. Однако если дети захотят учиться в школе, ходить на все уроки, делать домашние задания, родители не будут этому препятствовать. Впрочем, СО не слишком популярно в нашей стране. Из 1,4 тыс. воспитанников школы, куда зачислены дети Елены и Владимира, на СО находятся не более десятка человек. «Я думаю, перспектив семейного образования в нашей стране нет. Если не отменят закон, позволяющий обучать детей так, у нас всегда будет очень небольшой процент семей, которые увлечены идеей заниматься с детьми дома, жить тесной семейной жизнью. И коронавирус здесь совершенно ни при чем. Сейчас жизнь вынуждает людей зарабатывать, решать свои бытовые и жилищные вопросы. Эта форма обучения может развиваться только в рамках существующей государственной системы образования в виде заочного обучения, как в вузах. А название «семейное» лучше бы вообще убрать, чтобы не противопоставлять школу и семью и снять конфликт между ними», - считает Елена.

#образование #школа #обучение #дети #семья

Комментарии