Жилищная анкета россиян. Как обстоит квартирный вопрос в стране?

Много ли в России людей, которых, по выражению классика, испортил квартирный вопрос? Еще недавно их было заметное большинство. Но в последние годы стало поменьше — благодаря льготной ипотеке и наращиванию объемов строительства жилья. Только благостная картинка, складывающаяся из звонких рапортов представителей власти, далека от действительности. А официальная статистика по жилью не вполне соответствует реальному положению дел. К такому выводу заставляют прийти неожиданные, а в чем‑то и ошеломительные, как ушат холодной воды, результаты исследования, которое провели в минувшем году российские социологи.

Жилищная анкета россиян. Как обстоит квартирный вопрос в стране? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Речь идет о соцопросе, в котором участвовали более 5,7 тыс. ­респондентов чуть ли не из всех регионов России, давших интервью или ответивших на подробную — около сотни вопросов — «жилищную» анкету. По словам Константина Абрамова, гендиректора Фонда ВЦИОМ, это вполне репрезентативное исследование. И что особенно важно — оно позволяет увидеть в дополнение к прежним опросам динамику рассматриваемых процессов.

На первый взгляд, она действительно оптимистична. Пандемия поначалу затормозила темпы строительства жилья в нашей стране, а некоторые негативные факторы, связанные с ней (рост цен на стройматериалы, скажем), сказываются поныне. Тем не менее коллапса не случилось. В 2017 — 2021 гг. застройщики сдали по всей стране более 5 млн новых квартир, а россияне получили свыше 7 млн ипотечных кредитов.

Таким образом, по данным ­ВЦИОМ, около 17,6 млн семей за это время справили ­новоселье, и накопленная потребность в улучшении жилищных условий несколько снизилась. Пять лет назад, по опросам, почти половина российских семей (45%) мечтала сменить крышу над головой, теперь же таковых порядка 37%. Однако в этой социологической бочке меда есть не одна ложка дегтя. Если пристальнее всмотреться в ситуацию на рынке жилья, благостной она не покажется.

Какую же картину рисуют исследования? Начнем с базового фактора: средняя обеспеченность ­жильем в РФ. Судя по опросам, она составляет сегодня 24,2 кв. метра на человека. А это ­существенно меньше, чем в европейских странах, и на 10% ниже показателя, фигурирующего в отчетах Росстата. Объяснение простое: официальная статистика учитывает и жилье, которое таковым не является, к примеру, дома в выморочной деревенской глубинке.

При этом в тесноте, имея до ­10 кв. метров на человека, ютятся около 7,3 млн россиян (11% населения), уточняют специалисты. А людей, стоящих в очереди на ­жилье, должно бы, по‑хорошему, быть не 2,2 млн человек, как значится в официальных ­списках, а куда больше.

Только в аварийных квартирах и домах, общая площадь которых превышает 124 млн кв. метров, по данным ВЦИОМ, живут 3,2 млн российских семей. Опять же значительно больше, чем явствует из казенных отчетов.

Другая уязвимая категория населения — семьи, мыкающиеся по чужим углам, то есть живущие в съемных квартирах. Таких насчитывается около 17%, хотя в это число попадают и те, которые не воспользовались бесплатной приватизацией (минус 6 — 7% из этой статистики) или же арендуют жилье у государства и работодателей.

В общем, число людей, желающих улучшить свои жилищные условия, как ни крути, не совпадает с тем, что проходит по чиновничьим сводкам. Конечно, власть пытается решить эти проблемы, используя разные инструменты, и многое ей, надо отдать должное, удается. Но некоторые из этих проблем, видимо, более глубокие, а общественные настроения, связанные с жилищным строительством, более тревожные, чем видится из министерских кабинетов. Такая мысль напрашивается при ознакомлении с результатами исследований…

По итогам последней переписи населения в России насчитывается 61,7 млн семей. Около трети из них испытывают потребность перебраться в новые квадратные метры или обеспечить жилье детям. Но 42% этих семей испытывают серьезные затруднения в ­осуществлении такого желания, ибо нынешние условия ипотечного кредитования для них тяжеловаты. А дополнительные меры поддержки широкому кругу нуждающихся государство пока не предлагает.

Это не значит, что кредитующихся мало: примерно каждый десятый взрослый работоспособный житель страны к 2021 году, говорят специалисты, был знаком с ипотечным кредитом. Ежегодно 3 — 3,5 млн семей, используя заемные средства, решают в последнее время квартирный вопрос. И если позволят условия, а динамика строительства сохранится, к 2030 году доля кредитного портфеля по ипотеке в российском ВВП может вырасти до 15%, следует вывод.

Однако две трети заемщиков даже не думают досрочно, в ближайшие пять лет, погасить долг, а многим такие расходы (30 — 35% семейного бюджета при годовой ставке кредита до 8,1%) вообще не по карману. В частности, 55% молодых семей (всего в РФ их ­18,6 млн), где один из супругов не достиг 30 лет, по опросам, не могут себе позволить ипотечные выплаты. А это, как ни крути, влияет на решение другой — демографической — проблемы, добавляет руководитель аналитического центра компании «ДОМ.РФ» Михаил Гольдберг.

Что ж, остается порадоваться за тех, кто пополнил число новоселов. Но выясняется, что и они не очень довольны. Каким рисуют в своем воображении идеальное жилье россияне? Это квартира общей площадью 55 — 70 кв. метров (две-три жилые комнаты) в доме, где не больше 12 этажей, есть подземная парковка, детская площадка во дворе, встроенный магазин и т. д.

Мечтают‑то об этом, а на деле развитая инфраструктура есть далеко не везде. И вместо новых ­просторных «трешек», которых вводится в строй втрое меньше от потребности, застройщики (ориентируясь на платежеспособный спрос) поставили на поток строительство студий и однокомнатных квартир, похожих на унылые кельи.

Правда, благодаря реформе, предусматривающей использование строителями заемных средств, доверие к отрасли выросло. Пополнить армию обманутых дольщиков люди уже в основном не боятся. Но не удивляются, когда сроки ввода жилья срываются (отчасти из‑за пандемии), а его качество не отвечает их ожиданиям, что происходит сплошь и рядом.

Или такой нюанс. Большинство новоселов, которые хотели бы купить частный дом, поселившись на лоне природы, а не в «человейнике», вынуждены мириться с растущей урбанизацией. Спрос на такое жилье, особенно на фоне пандемии, упрямо растет, но ипотечные ставки на ИЖС ­(11 — 13% годовых) почему‑то не снижаются, делятся соображениями социологи.

Вместе с тем желающих переселиться «на юга» — в Крым и Краснодарский край, а также купить жилье в Петербурге год от года становится больше. И это тоже довольно устойчивая тенденция, резюмируют авторы исследования.


#жилье #квартира #россияне

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7096) от 26.01.2022 под заголовком «Жилищная анкета россиян».


Комментарии