Жемчужина Крыма. История создания Массандровского дворца

Слово «Массандра» у большинства из нас вызывает ассоциации лишь с прекрасными крымскими винами. Между тем этот поистине райский уголок на Южном берегу Крыма прославился далеко не только благодаря винной теме: здесь расположен один из самых красивых и необычных крымских дворцов, имеющий и весьма драматичную историю. Ведь строился он как частный дом, а потом — как царская резиденция. Пережил двух архитекторов и двух императоров, ни один из которых ни разу в нем так и не переночевал.

Жемчужина Крыма. История создания Массандровского дворца | Фантазией архитекторов, построивших это чудо, можно только восхититься. / Фото автора

Фантазией архитекторов, построивших это чудо, можно только восхититься. / Фото автора

Путевой, но… непутевый

Велик соблазн потянуть историческую ниточку к самому «солнцу русской поэзии». Ведь стройку эту затеял сын Елизаветы Воронцовой, супруги генерал-губернатора Новороссийского края и Бессарабской области. А эта дама, как известно, была предметом обожания молодого и трепетного Александра Пушкина, посвятившего ей несколько прекрасных стихов.

Для строительства была выбрана местность, изобилующая живописными скалами, гротами и источниками. По замыслу французского архитектора Этьена Бушара, здание должно было напоминать королевские дворцы-замки, строившиеся на протяжении XVI – XIX вв. вдоль берегов реки Луары. Средневековые башни. Крутые островерхие крыши. И затейливые мансарды…

К середине 1881‑го дворец был подведен под крышу, но в конце ноября Бушар неожиданно скончался. А вскоре умер и заказчик — Воронцов-младший. Через восемь лет участок вместе с недостроем приобрело Удельное ведомство для императора Александра III: довести проект до ума поручено одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века Максимилиану Месмахеру. Замысел Бушара он переосмыслил: сохранив средневековые детали старой постройки, ввел в декор здания много элементов раннего барокко — стиля Людовика XIII.

Массандра2_Ру.jpg
От этого вида с холма буквально захватывает дух./ Фото автора

В итоге возник совершенно необычный сказочный «терем». Различные по высоте фигурные кровли. Дымовые и вентиляционные трубы сложного профиля. Резные каменные фронтоны, наличники, картуши и вазы. Фасады, отделанные метлахской плиткой. А западный фасад опо­ясан открытыми галереями и террасами, балюстрадами и витыми лестницами с ажурными решетками.

Согласно моде, при убранстве комнат архитектор использовал разные породы дерева: дуб, орех, клен, красное дерево. Расписные и лепные потолки. Резные панели и резьба по мрамору. Красная медь в обшивке каминов, витражи, живопись по стек­лу — все это должно было соз­дать особую атмосферу уюта и домашнего тепла.

Работа шла быстрыми темпами, но в 1894 году император умирает и строительство снова останавливается. Завершилось оно лишь в 1902‑м, спустя более двадцати лет после начала. Но душа императора Николая II к новостройке не лежала, и он решил использовать ее в качестве путевого дворца, а при необходимости — охотничьего дома.

На первом этаже — вестибюль, украшенный сине-голубой изразцовой плиткой. Бильярдная комната с дубовыми панелями в стиле английского ренессанса. Столовая в стиле рыцарских замков. На втором — приемные и кабинеты царственных супругов, их опочивальня (в которой они не провели ни одной ночи) и ванные комнаты, оформленные голландской керамической плиткой. Комнаты на третьем этаже планировались как спальни для императорских детей, но долгие годы так и простояли пустыми. Их отделку завершили уже после революции, когда во дворце разместили санаторий для больных туберкулезом…

В 1948 году его переоборудовали в тщательно охраняемую госдачу. Дважды на отдых сюда приезжал Сталин, регулярно бывали Хрущев и Брежнев. Сегодня же бывшая царская резиденция открыта для всех. Теперь здесь филиал Алупкинского дворцово-паркового заповедника, музей быта времен Александра III.

Мимо роз, к заводу

За стенами дворца — великолепный пейзажный парк. Возник он задолго до начала строительства: еще в 1822 году его заложил знаменитый немецкий садовник Карл Кебах. Парк формировался постепенно — местные дубово-грабовые леса ежегодно заменяли привозными экзотическими деревьями и кустарниками. Сегодня на площади 42 га растет более 150 видов зеленых насаждений.

Массандра4_Ру.jpg
Столовая — одно из немногих помещений дворца, использовавшихся по прямому назначению. / Фото автора

В зелень искусно «вплетены» скульптурные красоты. Напротив дворца — большой плоский бассейн с фонтанами, у входа каменная ограда с балюстрадой и двумя сфинксами. Вокруг фасадов были установлены 29 скульптур — копии античной коллекции Императорского берлинского музея изящных искусств. К настоящему времени из них уцелели лишь шесть — два сатира, две химеры и два сфинкса. Произведение искусства сделано даже из кочегарки, обеспечивавшей дворец электричеством и теплом. Ее высокая труба закамуфлирована под минарет, облицованный той же метлахской плиткой, что и фасады.

Придворцовое пространство — газоны, цветники, невысокие кустарники, клумбы с розами разных сортов. Есть и сад ароматов, где размещены душистые розмарин, лаванда, мелисса, шалфей, бархатцы. За ними — уникальные столетние кедры, можжевельники, бамбук, кипарисы и средиземноморские сосны. С ними соседствуют фруктовые деревья: фиги, лимоны, апельсины, маслины. С площадки у дворца — прекрасный вид на беспредельные просторы моря, Ялтинский залив и возвышающуюся над ним горную цепь с вершиной Ай-Петри.

Белоснежная мраморная лестница ведет на сенокосный луг. Неподалеку от него начинается дорога в сам поселок Массандра, где расположен знаменитый винзавод. Добраться можно и пешком, через прекрасный хвойный лес. А можно, выйдя на трассу, воспользоваться маршруткой. Но лучше всего — экскурсионным автобусом, который гарантирует проход на территорию без очереди. У ворот винзавода, как правило, столпотворение — желающих попасть внутрь неизменно много. Неорганизованным туристам приходится порой ждать несколько часов. Но впечатления того стоят.

Удивительные открытия начинаются уже с первых шагов. Оказывается, на винзаводе Массандры… вина не производят. Этим занимаются девять заводов первичного виноделия, расположенные на пространстве 170 километров от Фороса до Судака. Здесь же — только выдержка и хранение продукции. Но это, как выясняется, главный этап создания того, чем уже более ста лет восхищается весь мир.

Тоннели ведут… к славе

Собственно, само виноделие в Крыму в промышленных масштабах — заслуга вышеупомянутых отца и сына Воронцовых. Старший закупал за границей лучшие лозы и высаживал их в Массандре, Алупке, Гурзуфе и Ай-Даниле. По его заказу был заложен первый в Крыму винокуренный завод. Именно там произведены некоторые сорта крымских портвейнов, мадеры и хереса.

Младший создал бренд «Южнобережные вина светлейшего князя С. М. Воронцова», который стал известен благодаря фирменным магазинам в Москве, Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону и Ялте. Однако новую жизнь в угасшее уже было после смерти Семена Воронцова производство вдохнул князь Лев Голицын, который в 1891 году был назначен главным виноделом Удельного ведомства в Крыму и на Кавказе. Заложенный им первый в Российской империи подземный винный завод тоннельного типа и обеспечил Массандре неувядаемую славу.

Массандра5_Ру.jpg
Содержимое этих бочек со временем оценят самые тонкие знатоки вина./Фото автора

Просторная площадь, куда попадаешь сразу после проходной, — это не что иное, как крыша гигантского подвала постройки 1897 года. Состоит он из семи тоннелей размером 150 х 5 метров, расходящихся веером от центральной галереи. В них всегда сохраняется лучшая для выдержки вина постоянная температура воздуха 10 – 12 °C.

С краю площади — мощное здание средневекового типа с башней, часами (которые более ста лет уже идут без ремонта!) и стенами из диабаза. Два этажа наверху, два — под землей. Здесь девять галерей для хранения коллекционного вина. Напротив — полукруглое здание уже послереволюционной постройки. «Наследие проклятого прошлого» советская власть не разрушила, а, наоборот, стала развивать, построив несколько новых технологических цехов. Завод, к счастью, пережил тяжелые годы фашистской оккупации, полноценно работает и сейчас.

Тоннели врезаются в скалу: в начале их глубина залегания всего пять метров, а в конце — уже 53. В каждом — бесконечные ряды дубовых бочек. Здесь выдерживаются марочные вина. Часть из них потом повышает свой статус до коллекционного, переливается в бутылки и перемещается в галерею. Храниться там оно может десятилетиями. Сотни тысяч лежащих на стеллажах запыленных бутылок, надо сказать, производят грандиозное впечатление — ведь некоторые из них помнят князя Голицына…

Заключительный этап визита — дегустация вин. Маленький праздник, завершающий знакомство с прекрасной Массандрой. Но здесь, увы, язык бессилен.

#Крым #вино #Дворец #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7236) от 18.08.2022 под заголовком «Пьянящий аромат Массандры».


Комментарии