Завершилась 22-я экспедиция «Оборонная тропа»

Из дневника экспедиции: «20 августа. Подъем в 6.00. Погода по-прежнему солнечная, но на этой высоте жара чувствуется не очень сильно... Сегодня мы выходим в сторону Западно-Каракайского перевала (1Б), к верхней части Северного Марухского ледника. Нам предстоит найти место падения легкого бомбардировщика Р-10».

Завершилась 22-я экспедиция «Оборонная тропа» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

О традиционных петербургских добровольческих экспедициях «Оборонная тропа» мы рассказывали уже неоднократно, и каждый раз они дают повод снова обратиться к теме битвы за Кавказ, в которой участвовали немало ленинградцев.

Нынешняя экспедиция – уже 22-я по счету. Ее маршрут каждый раз проходит по части Главного Кавказского хребта, который в августе 1942-го – январе 1943 года был линией фронта. Сегодня там – граница с Абхазией. В пятикилометровую зону вход без пропуска закрыт, а на сами пограничные перевалы туристам подниматься запрещено.

– Для нас погранслужба России делает исключение, ведь наш туризм необычный: мы занимаемся увековечением памяти защитников горных перевалов, – поясняет руководитель экспедиции Сергей Телешов. – Более того, нас всегда сопровождают пограничники. И мы идем туда, где когда-то шли смертельные бои с горными егерями дивизий «Эдельвейс» и Enzian («Горечавка»). Там высоты до 4200 м, снег, ледники и скалы... Но первый наш пункт – аул Бесленей в Карачаево-Черкесии, жители которого во время войны, оказавшись в фашистской оккупации, рискуя своими жизнями, спасли детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда.

В этот раз участниками «Оборонной тропы» стали восемнадцать человек. Самому младшему 12 лет, самому старшему – 69. Кроме петербуржцев в отряд вошли жители Москвы, Владимира, Ростова, Майкопа, Минеральных Вод. В станице Зеленчукской, что в Карачаево-Черкесии, к отряду присоединился местный следопыт Александр Погорелов, хорошо знающий здешние горные тропы, с сыном-девятиклассником. А из Анапы приехал историк Александр Мирзонов, автор книги «Битва за Кавказ. Другой взгляд», изучающий события прошлого, как говорится, с двух сторон. Он получил доступ к архивам воевавших здесь немецких горнострелковых дивизий: документы ныне находятся в США.

Из дневника экспедиции: «18 августа. Подъем в 5 утра – над рекой туман, Марухский перевал (1А) – наша конечная цель – замыкает ущелье далеко впереди, до него 13 км. Выходим в 6.30, нас сопровождает пограничный наряд, состоящий из специалистов по горной подготовке. Тропка идет вдоль реки, поднимается на холмы, пересекает ручейки и, наконец, круто поднимается вверх. Это самый тяжелый участок, и не только из-за подъема. Мы ведь несем не только свое снаряжение и продукты, но и две гранитные плиты, железный Поклонный крест и 30 килограммов плитонита...

Летчик.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вечером к нам присоединяются горные стрелки 34-й мотострелковой (горной) бригады. Уже четвертый год они работают вместе с нами – ведь здесь воевали их предшественники – бойцы отдельных горнострелковых отрядов, в одном из которых инструктором был наш земляк – ленинградец Михаил Бобров».

На Марухском перевале участники похода установили новый Поклонный крест – металлический, взамен прежнего, деревянного, который простоял лет пятнадцать и совсем обветшал. А на стихийном мемориале, который находится рядом и постоянно растет, установили памятную плиту «Воинам-мусульманам, отдавшим свои жизни в боях за защиту перевалов Кавказа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Ее изготовили общественные организации Карачаево-Черкесии.

– Среди защитников перевалов были люди самых разных национальностей и вероисповеданий, но для нас нет и никогда не будет деления соотечественников на «своих» и «чужих» по национальному или религиозному признаку. Именно это помогло победить врагов в годы Великой Отечественной войны. Это наш урок исторической памяти, – говорит Сергей Телешов.

Дальше – путь к тому месту, где 1 ноября 1942 года упал советский самолет. Он отправился бомбить позиции немецких егерей, которым к тому времени удалось полностью захватить перевал. Он не был сбит: по всей видимости, или техника отказала, или он из-за тумана просто зацепился крылом за скалу...

Точно выяснить имена летчиков удалось только несколько лет назад: пилотом был Николай Подозеров из Ленинграда, а борт-стрелком – Иван Асланов из Кривого Рога. Родственников Подозерова, живущих в Петербурге, удалось найти очень быстро. Поэтому участниками экспедиции стали внук летчика Нил Подозеров, специалист в сфере IT-технологий, и две его дочки-школьницы: одиннадцатиклассница Полина и шестиклассница Вероника.

И снова из дневника экспедиции: «Первым нашел обломки самолета Нил Подозеров. Они лежали вдоль борта морены. Было три скопления обломков. В средней части уцелела одна из авиабомб, килограммов на 50. Все находки тщательно фотографировались и фиксировались с помощью навигатора. Пограничники сообщили по рации на заставу о взрывоопасном предмете... Часть обломков и фрагменты обшивки мы взяли с собой, чтобы передать в музей пограничной заставы».

– Останки деда были обнаружены поисковой группой спустя год после боев на Кавказе, поэтому он не считался пропавшим без вести, – поясняет Нил Подозеров. – Но как именно и где точно он погиб – нам, его родным, ничего не было известно... У меня была цель – найти самолет деда. Теперь я считаю, что имею моральное право выйти с его портретом на марш «Бессмертного полка».

На большом белом камне недалеко от места катастрофы участники похода установили памятную плиту с именами погибших летчиков. Прозвучали строки Анны Ахматовой: «А вы, мои друзья последнего призыва!.. И ленинградцы вновь идут рядами, живые с мертвыми, для Бога мертвых нет».

Дальше путь экспедиции лежал к Санчарским перевалам. На перевале 46-й армии была установлена памятная плита, посвященная пограничникам 25-го погранполка. На границе стрелять нельзя, но салют памяти защитников перевалов все же был сделан, хотя и символический...


#Великая Отечественная война #экспедиция #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6765) от 17.09.2020 под заголовком «Дедов самолет».


Комментарии