Запечатленный ангел композитора. На 93‑м году жизни скончался Родион Щедрин

Запечатленный ангел композитора. На 93‑м году жизни скончался Родион Щедрин | ФОТО David Tomaseti on Unsplash

ФОТО David Tomaseti on Unsplash

Приходится констатировать, что именно так уходит большая эпоха, плотно закрывая за собой массивные двери. Родион Щед­рин всего на несколько месяцев пережил свою коллегу Софию Губайдулину, которая покинула этот мир в марте. Пять лет назад ушли так же друг за другом сначала Сергей Слонимский, потом Кшиштоф Пендерецкий. Из того поколения остался только Арво Пярт, которому в сентябре исполнится 90 лет. Все они начинали жить, любить и творить в доцифровую эру, зная друг о друге много больше, чем знают сегодня их многие молодые коллеги. Все они очень чутко, как сейсмологи, слышали колебания времени, ставили ему свои диагнозы и делали не всегда утешительные прогнозы.

Родион Щедрин был среди вышеупомянутых одним из самых позитивных композиторов. Он хранил фирменный иронический прищур не только на лице, но наделял им свою музыку, прекрасно осознавая великую силу смеха и разумного оптимизма. Он осознавал, в какой стране родился, знал, о чем она печалится и чему радуется, направляя лучи своего внимания на болевые точки настоящего и прошлого России, всегда ловко и успешно избегая тяжелого морализаторства. Щедрину нравилось нравиться всем, сверкать музыкальными идеями, в которых он виртуозно синтезировал поиск своего языка с достижениями мирового композиторского цеха. Современник Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко, ровесник оттепельной эпохи, он создавал музыкальные рифмы их поэзии, находя ослепительные альтернативы для раскрашивания серости брежневского застоя, которому бросал элегантный вызов. В этом композитору была верной помощницей и вдохновительницей балерина Майя Плисецкая, с которой он прожил с 1958‑го до 2015 года, — Маюша, как сам композитор ласково называл ее. Все пять балетов Щедрина — «Конек-горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» — ­появились исключительно благодаря ей. Вместе с Маюшей супруги-неразлучники прилетали в Петербург на премьеры опер и балетов.

Маэстро Валерий Гергиев совершил для себя, петербуржцев, для всей страны, да и для истории мировой музыкальной культуры исторический жест, сделав «живого классика» Родиона Щедрина в 2007 году пожизненным композитором-резидентом Мариинского театра, а вместе с ним и всего Петербурга. Сам композитор называл такой жест Гергиева «даром небес», получив в распоряжение этот колоссальный исполнительский ресурс. В Мариинском театре были поставлены все оперы Щедрина за исключением «Боярыни Морозовой» и три балета. Балеты «Анна Каренина» и «Конек-горбунок» Валерий Гергиев доверил ставить Алексею Ратманскому, а главные партии исполняли прима-балерины Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Опера «Мертвые души» получила новое прочтение в режиссуре Василия Бархатова в 2011 году, а петербургские премьеры лирической оперы «Не только любовь» увидели свет на сценах сначала «Санкт-Петербург-оперы» в постановке Юрия Александрова, а затем и в Концертном зале Мариинского театра в постановке Александра Кузина. На Новой сцене Мариинского театра состоялись мировые премьеры — «Левша» по Лес­кову, «Рождественская сказка» по сказкам Божены Немцовой и петербургская премьера оперы «Лолита» по Набокову.

Первая исполнительница партии Лолиты сопрано Пелагея Куренная рассказала, как однажды за кулисами Мариинского театра после оперы Щедрина, в которой она принимала участие, разговорилась с композитором о том, как хотелось бы, чтобы «Лолиту» поставили в Мариинке. На что услышала от композитора: пока «не судьба». А спустя некоторое время получила от него сообщение, что он порекомендовал ее на главную роль в «Лолите» на премьере в Пражской опере. Премьера состоялась, композитор, всеми силами поддерживавший молодую певицу в освоении сложнейшей оперной партии, остался очень доволен, а чуть позже спектакль приезжал смотреть Валерий Гергиев и спустя еще какое‑то время перенес пражскую постановку в Мариинский театр.

Исполнительница экзотической роли Блохи в «Левше», партии, для которой композитор не пожалел колоратурной эквилибристики, сопрано Кристина Гонца так вспоминает время работы с композитором: «У Родиона Константиновича было трепетное отношение ко всем артистам, он всегда интересовался, как дела, настроение, очень поддерживал, хотя и был чрезвычайно требователен. Блоха стала моей первой партией в Мариинском театре, которую мне до сих пор ответственно и очень непросто исполнять. Композитору хотелось, чтобы эта роль была особенной в опере. Эпилог и колыбельная получились у него трагичными, наполненными драматизмом, где Блоха становится живой, у нее появляется душа, которая жалеет, страдает и отпевает главного героя».

Щедрину всегда был глубоко интересен мир русского, советского, постсоветского человека. Одним из путеводителей по этому миру для него стал писатель Николай Лесков, чей рождественский рассказ «Запечатленный ангел» стал поводом для сочинения одноименной литургии, а повесть «Очарованный странник» и рассказ «Левша» легли в основу одноименных опер. В них, а также в хоровой опере «Боярыня Морозова», написанной по житиям протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, композитор совершил бесстрашные исследования души и философии русского человека, его исступленной веры и страшнейшего безверия, жестокости и милосердия, склонности истязать себе подобных, стремления грешить и каяться. В духовных поисках Родиона Константиновича в последней трети жизни все явственней сказывались гены, поскольку дед композитора Михаил Щедрин был священником в Алексине Тульской области, где маленький Родя провел детские годы и где в этом году планируется открыть первый в России музей композитора.

Свой прах и прах Майи Плисецкой Родион Щедрин завещал развеять над Россией.


#Родион Щедрин #композитор #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7982) от 01.09.2025 под заголовком «Запечатленный ангел композитора».


Комментарии