«Захваченное государство». Итоги парламентских выборов в Молдавии
Как мы уже сообщали, 24 февраля в Молдавии состоялись досрочные парламентские выборы. Они принесли достаточно неопределенные результаты - республика получает, похоже, «подвешенный» парламент.
Фото Михаила Егикова/ТАСС
Две стороны медали
От зарубежных экспертов не раз доводилось слышать о том, что небольшая, всего 3,5 миллиона жителей, Молдавия является чуть ли не примером политического плюрализма и демократии на постсоветском пространстве. Чисто формально для таких утверждений имеются, конечно, основания. В Молдавии существует широкая многопартийность - от коммунистов до правых унионистов (сторонников присоединения к Румынии). Функционирует парламентская система, и правительство несет ответственность перед законодательным органом власти - 101-местным парламентом, избиравшимся до настоящего времени сугубо по партийным спискам. Беспрепятственно выходит оппозиционная пресса.
Но это, скажем так, одна сторона медали, активно продвигаемая действующей властью «на экспорт». Есть и другая. Как заметил не так давно бывший премьер-министр республики Ион Стурза, «Молдавия - захваченное государство, и контролирует его Плахотнюк». Многие противники правительства (а согласно опросам общественного мнения, не менее 4/5 жителей страны ему не доверяют) утверждают, что реальным «хозяином» небольшого государства является вовсе не президент (тем более что парламентское большинство регулярно, хоть и на несколько часов, «отрешает» Игоря Додона от его полномочий), не премьер-министр, а именно Влад (Владимир) Плахотнюк, считающийся, пожалуй, главным и богатейшим олигархом республики.
Нажив капиталы на торговле нефтепродуктами, финансово-банковском деле, гостиничном бизнесе, недвижимости и средствах массовой информации (левая оппозиция утверждает, что основные СМИ в стране в той или иной степени принадлежат империи Плахотнюка), ныне 53-летний деятель пошел в политику. Он стал председателем Демократической партии Молдавии (ДПМ), входящей, по иронии судьбы, в Социалистический интернационал. Формально Додон является сегодня простым депутатом (хотя одно время он был вице-спикером парламента), но это не так и важно.
Скажем, на законодательных выборах 2014 года ДПМ заняла лишь четвертое место, получив всего 19 мандатов, а в президентских выборах 2016-го партия Плахотнюка и вовсе не участвовала. Однако о чудо: вот уже несколько лет именно Плахотнюк через фракцию Демократической партии контролирует всю исполнительную власть страны за исключением поста президента, на который был избран бывший руководитель Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) Игорь Додон. Как произошло, что именно ДПМ стала главной силой «европейской» коалиции, а ее фракция вдруг разрослась до 42 депутатов? Для граждан Молдавии тут нет никакой большой загадки: Плахотнюк и его команда просто произвели «рейдерский» захват депутатских групп своих более правых правительственных партнеров. Такая вот «демократическая» практика по-молдавски!
Разделенное общество
Говоря словами местного историка и политолога Зураба Тодуа, «молдавское королевство кривых зеркал» со всей определенностью проявляется и тогда, когда речь заходит о социально-экономическом развитии небольшой страны. Если верить правительственным реляциям, то все идет как нельзя лучше. Последние годы принесли экономический рост, действия правительства направлены на снижение государственного бюджета и оздоровление финансового сектора.
Большую помощь, что подтверждают статистические данные, оказывает молдавской экономике Европейский союз. Если взять все страны, охваченные «Восточным партнерством» ЕС, то на душу населения размер помощи Молдавии со стороны Евросоюза наиболее внушительный. Особенно заметная экономическая, финансовая и гуманитарная поддержка идет со стороны соседней Румынии. Это касается финансовой сферы, транспорта, трансферты из Бухареста идут на многочисленные социальные программы, охватывают они и взаимодействие в газовой отрасли. В целом эксперты оценивают размер помощи со стороны Румынии в 150 млн евро. Правда, как отмечает профессор Бухарестского университета Раду Карп, следует иметь в виду, что «помощь дается под определенные «европейские гарантии» молдавского правительства».
Но реальная ситуация гораздо более сложная, чем пытается преподнести «пропаганда Плахотнюка». Наравне с Украиной и Косово Молдавия относится к числу самых бедных европейских стран. Даже по официальным данным до 30% населения республики живет сегодня за чертой бедности. Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства находятся в гибельном состоянии во многом потому, что значительная часть местного населения, что называется, «сделала ноги». Прежде всего в Румынию и Россию, где на различного рода работах трудятся сотни тысяч выходцев из Молдавии. Граждан этой страны можно встретить также на стройках и заводах Италии, Испании и Португалии.
Еще одной страшной для республики социальной бедой является крайне высокий уровень неэффективности управления и коррупции. В частности, бывший представитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей в радиоинтервью заявил: «Большая трагедия Молдавии состоит в том, что в последние годы крупнейшие беззакония были совершены под прикрытием европейской интеграции».
Внешнеполитическая ставка
Во время моей недавней поездки в Румынию местные политические деятели говорили мне, что в республиканских СМИ предвыборную борьбу в соседней Молдавии подают прежде всего как выражение геополитического и цивилизационного противостояния между ЕС (и прежде всего Бухарестом) и Москвой. Правда в том, что от исхода февральских выборов действительно во многом зависит внешнеполитическая ориентация молдавского государства, а может, и его будущее.
И правящая «европейская» коалиция, и непарламентская правая оппозиция, тон в которой задают сторонники присоединения к Румынии, как говорится, спят и видят Молдавию в ЕС. Вступившее в силу в 2016 году соглашение об ассоциации между Кишиневом и Брюсселем в самом деле политически приблизило Молдавию к Евросоюзу. Но вместе с тем в экономическом и социальном планах эта бедная страна еще очень далека от «евростандартов».
По разным данным, около половины жителей республики хотели бы видеть Молдавию в рядах ЕС, на чем активно играли демократы во время избирательной кампании. Но есть и другая половина, интересы которой выражают левые силы, прежде всего ПСРМ. Выступая за ровные и активные отношения с Евросоюзом, эти силы одновременно требуют не отказываться и от «восточного» направления. Президент Додон полагает, что вступление страны в ЕС «открывает путь для ее разделения», намекая на то, что непризнанное международным сообществом Приднестровье в этом случае однозначно не захочет интегрироваться с Молдавией.
При всем вроде бы внутреннем характере приднестровской проблемы расхождения между главными политическими игроками современной Молдавии по этой теме тоже имеют свои внешнеполитические резоны. И демократы, и правая оппозиция настроены на реинтеграцию приднестровской территории по сценарию Евросоюза. Хотя совсем недавно спикер молдавского парламента Андриан Канду уточнил, что его страна не готова отказаться от вступления в ЕС и развития сотрудничества с НАТО ради перспективы гипотетического слияния с Приднестровьем. Надо полагать, это заявление было сделано под воздействием позиции правящих в Румынии социал-демократов, которые имеют очень тесные отношения с ДПМ. В свою очередь Партия социалистов предлагает путь федерализации Молдавии при четком гарантировании нейтрального статуса государства. Даже если ДПМ не может считаться однозначно «унионистской» силой, находясь у власти, она сделала немало для привязки страны к Румынии. Левая же оппозиция однозначно защищает суверенитет молдавского государства.
Еще одна серьезнейшая международная линия водораздела в современной молдавской политике - это отношение к России. Поскольку в целом за проведение внешней политики отвечает правительство, отношения между Кишиневом и Москвой сегодня весьма напряженные. Молдавское правительство постоянно обвиняет РФ в агрессивных планах, требует вывода «оккупационного корпуса» из Приднестровья и в международных организациях решительно поддерживает общую «евроатлантическую» линию в отношении России.
В свою очередь Игорь Додон одержал победу на президентских выборах 2016 года под лозунгами восстановления с РФ дружественных отношений. Социалисты считают, что простые люди заинтересованы в таких отношениях с нашей страной и выступают за участие своего государства в Евразийском экономическом союзе.
Туманные перспективы
Во время голосования 24 февраля законодательный орган власти в Молдавии впервые в истории страны избирался по смешанному принципу: 50 депутатов - по пропорциональным партийным спискам, 51 народный избранник - в одномандатных округах. За смешанную систему особенно ратовали демократы, надеявшиеся благодаря ресурсам своего лидера сохранить влияние в парламенте через одномандатников.
Итоги выборов показывают, что ни одна политическая сила в стране после голосования не может рассчитывать на гарантированный контроль за национальным парламентом. Президентская Партия социалистов, шедшая на выборы под жесткими антиправительственными лозунгами и обещавшая избирателям радикально иную внутреннюю (социальную) и внешнюю (дружественную по отношению к Москве) политику, укрепила свой статус первой по влиянию политической партии Молдавии. За ПСРМ отдали голоса 31,2% избирателей, минимум 17 социалистов были избраны парламентариями в мажоритарных округах. Именно эта партия будет обладать самой крупной парламентской фракцией.
Второе место - у праволиберального блока оппозиционных партий ACUM, в который входят платформа «Достоинство и правда» и Партия действия и солидарности. Этот блок, пользующийся поддержкой ведущей оппозиционной силы в Румынии - Национал-либеральной партии, набрал 26,8% голосов, что показывает явный рост «унионистских» настроений в молдавском обществе. «Акумовцы» опередили ДПМ (партия Плахотнюка получила 23,6% голосов), но надо учесть и 17 «чистых» демократов, избранных в своих округах, - их наверняка попытается «перекупить» лидер Демпартии. Четвертой силой, прошедшей в парламент, стало республиканское социально-политическое движение «Равноправие» («ШОР») - консервативная партия, настроенная на качественное улучшение отношений с Россией.
Поскольку лидеры победивших ПСРМ и ACUM сразу же после объявления первых предварительных результатов заявили о многочисленных нарушениях, судьба только что избранного парламента видится сегодня в тумане. Возможны самые разные варианты правительственной коалиции: левое большинство (ПСРМ + ДПМ), «европейское» большинство (ACUM + ДПМ) или «антиплахотнюковское» большинство (ПСРМ + ACUM и, может быть, «ШОР»). Ну и, наконец, если уж сам президент Додон признал весьма вероятными новые досрочные выборы, такой вариант кажется вполне реальным.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6395) от 07.03.2019 под заголовком ««Захваченное государство»».
Комментарии