Игра с классикой. Как Финляндия пришла к собственному модернизму в архитектуре
В Финляндии на протяжении сотни лет идеи модернизма в архитектуре и дизайне играют ключевую роль. Причем данный стиль сыграл огромную роль не только в формировании эстетических вкусов, но и в становлении страны. Финский модернизм - уникальное явление, о том, как он сложился, недавно в посольстве Финляндии в Москве рассказала историк архитектуры кандидат искусствоведения Ксения Малич.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Вплоть до 1880-х в Суоми не было собственной архитектурной традиции. Творили здесь в основном зарубежные зодчие: шведские, русские, немецкие и др. Лишь в 1860 - 1870-е годы финны стали задумываться, какова их национальная идентичность. Это стало «обратной реакцией» на попытки имперских властей провести русификацию. В архитектуре в этот период начинается «заигрывание» с классикой.
В 1890-е в хельсинкском политехническом институте отделяется обучение архитекторов от инженеров. Тогда же начинает выходить первый местный архитектурный журнал на шведском (в Финляндии исторически два государственных языка). Следующим шагом стал 1918 год, обретение независимости. Требуется ее отражение в камне.
Северный модерн в Финляндии проявил себя по-особому, сдержанно, это соответствует национальному менталитету. Элиэль Сааринен стоял у истоков стиля. Позже он эмигрировал в США.
Переход от национального романтизма в духе нового средневековья к сдержанности происходит невероятно быстро, меньше чем за 10 лет. В лекции это было проиллюстрировано работами еще одного мастера - Ларса Сонка (больница в хельсинкском фешенебельном районе Эйра, 1905 г., и биржа, 1911 г.). Больница напоминает традиционный дом, увеличенный в масштабах. А вот биржа - учреждение, лишенное сантиментов. Архитектору нравится ее железобетонный каркас, хотя он не готов обнажить его.
Модернизм приходит в Финляндию в 1927 году, раньше чем в СССР или Германию. В стране Суоми он рождается из национальной традиции. Это произошло органичнее, чем в соседней Швеции.
По словам Малич, «очищение» и «рационализация» происходят естественно. Эра «железа и мозгов», которую провозгласил автор здания универмага «Стокманн» в Хельсинки Сигурд Фростерус, вступила в свои права. Эстетизация новых технологий становится мейнстримом. Это отразилось в кинематографе, несколько фильмов были сняты в антураже новых зданий - тех же магазинов, олимпийского стадиона (из-за войн сам главный спортивный форум приняли в пятидесятые).
Было видно, что страна любуется этими сооружениями, по отношению к ним чувствовалось, что это не некая маргинальная забава зодчего и владельца капитала, а выражение чего-то глубокого. Не избежала молодая страна «искушения небоскребами», попыткой поиграть в Америку. Хотя не было ни инфраструктурной, ни финансовой возможности, ни объективной потребности строить громаду, но Бертель Юнг в здании отеля (1931 г.) воспроизводит формы и образы заокеанских гигантов. При этом сам отель невелик, пусть даже он был крупнейшим зданием в стране до 1970-х. Сохранность его, в том числе интерьеров, великолепная.
Тридцатые годы - эпоха оштукатуренного кирпича. Окна в меру - если надо, то их делали крупными, если не требовалось, то небольшими. Эксплуатировать проще. Еще один пример - кинотеатр в Мариенхаме (Аландские острова, 1935 г., Эрик Бриггман).
Ранний модернизм часто грешил ошибками в применении технологий, но так было во всем мире. А в Финляндии он был избавлен от «детских болезней» за счет качества исполнения, «ремесленного», как выразилась лектор. Имеется в виду хорошая сторона такого подхода - «ручная работа». Ритм колонн кинотеатра воспринимается как галерея.
Интересны примеры эволюции национального стиля, которые теперь можно видеть в России: в Выборге (что понятно) и в Москве. Это постройки Уно Ульберга (общество «Карелия», 1915 г., художественный музей и школа, 1930 г. - сейчас выборгский филиал Эрмитажа, ломбард 1931 г.)
Алвар Аалто (классик, автор библиотеки в Выборге) начинал как поклонник итальянского стиля, манеры организовывать пространство по-тоскански, в гармонии с природой. Интереснейший пример финского модернизма в нашей столице - здание посольства (1936 год, арх. Хилдниг Экелунд).
Скандинавские архитекторы умело вступают в диалог с природой, ландшафт становится другом, причем большим. Проектируются не только производственные здания, но и дома для рабочих (А. Аалто, фабрика «Сунила», 1936 г. ).
Подобные подходы продолжались и в последующие десятилетия. Относительно небольшое число жителей, много света, все это позволило избежать появления «новых гетто» (как во Франции или Германии).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6402) от 19.03.2019 под заголовком «Заигрывали с классикой».
Комментарии