Забыли про шопинг. Вырос спрос на вторичный рынок одежды и обуви

В этом году из-за удаленного режима работы, отсутствия массовых мероприятий, сокращения ассортимента в магазинах одежды и снижения доходов люди практически перестали заниматься традиционным шопингом. При этом у потребителей усилился интерес ко вторичному рынку одежды и обуви, а также к услугам по ремонту швейных изделий, обуви, бытовой техники и гаджетов.

Забыли про шопинг. Вырос спрос на вторичный рынок одежды и обуви | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/Интерпресс

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/Интерпресс

Вирусная миграция покупателей

Первые месяцы осени всегда были прибыльными для отрасли, но и они не оправдали надежд. Часть магазинов и вовсе не пережила коронавирусный кризис – число одежных торговых точек уменьшилось на 13%, а обувных – на 7% по сравнению с началом года.

По данным ИТ-компании «Эвотор», выручка несетевых магазинов обуви в сентябре упала к прошлому году на 17%, а магазинов одежды – на 5%. При этом удивительно, что москвичи и петербуржцы оказались экономнее жителей других регионов.

Желание сэкономить спровоцировало миграцию покупателей. Клиенты магазинов среднего ценового сегмента спустились в бюджетный массмаркет. А завсегдатаи отделов массмаркета – в торговые залы экономкласса. Заодно представители всех категорий проявили интерес к вторичному рынку одежды, обуви и аксессуаров, где каждый нашел подходящую для себя нишу.

Большинство приверженцев нарядов средней ценовой категории и массмаркета заинтересовались винтажными магазинами одежды. А обладатели скромного кошелька, люди пенсионного возраста, представители социально незащищенных семей отправились в секонд-хенды и начали активно штудировать ресурсы с бесплатными объявлениями о перепродаже бывших в употреблении вещей.

В свою очередь многие одежные магазины в попытках хоть как-то компенсировать потери из-за локдауна тоже обратились к рынку стока и секонд-хенда, продавая им складские остатки и неликвид. Так, на тематических ресурсах сегодня нередки объявления следующего содержания:

«В связи с закрытием магазина одежды продаю большой остаток джинсов. Также много футболок и кофт. Все вещи новые и с бирками. Готовы отдать дешево мелким оптом или же все сразу».

«Продам товарный остаток по себестоимости. В наличии большой ассортимент одежды только высшего качества. Если заинтересует – пришлю фото».

Что касается самих магазинов вторичного рынка, то они пока держатся, при этом каждый формат имеет свою специфику выживания.

Квест в магазине

«Мы выстояли и продолжаем работать, – рассказывает создатель петербургского винтажного магазина «Лисы-Сектанты» Леонид Макаров. – Больше всего сейчас напрягает неопределенность. В последние полгода на нашу продукцию был волнообразный спрос. Самый большой всплеск интереса пришелся на начало осени. Видимо, у людей появился страх, что все опять может закрыться. Теперь же, несмотря на то что мы стараемся сдерживать цены и привлекаем клиентов различными акциями и распродажами, покупают меньше. На сегодняшний день средний чек в нашем магазине – 1000 рублей. Что касается поставок, то магазины нашего формата особенно не пострадали, так как мы не закупаем вещи за рубежом, а отбираем их вручную на ресурсах с комиссионной тематикой внутри страны».

«Магазинам, которые привозят одежду из Европы, сегодня приходится сложнее, – говорит владелец винтажного магазина «Антресоль» Евгений Яковлев. – Наш бизнес предполагает личные поездки в Европу, где мы отбирали товары поштучно в лучших винтажных магазинах. Сегодня эти цепочки не прервались, но стали сложнее. К примеру, нам приходится пользоваться услугами транспортных компаний, а это дополнительные затраты, которые отражаются на цене конечного продукта, как и скачки валюты».

При этом в самих перспективах винтажного рынка его участники не сомневаются.

«Уникальные вещи по низким ценам будут актуальны всегда, – уверен Леонид Макаров. – Главное, чтобы не закрывали магазины. Нам в большей степени интересен офлайн-формат. Многие клиенты сначала находят вещи по фотографиям в Интернете, но потом все равно приходят их пощупать и примерить».

«Посещение магазина винтажной одежды – это своего рода приключение, как поход в музей или квест по поиску чего-то необычного, – объясняет Евгений Яковлев. – А сегодня людям как раз не хватает приключений и положительных эмоций. Порой клиенту винтажного магазина нужна не сама вещь, а процесс ее приобретения».

Еще одна особенность петербургских винтажных магазинов в их эксклюзивности.

«Мы отправляем вещи по всей России, – подтверждает Леонид Макаров. – Такие магазины есть только в Петербурге, даже в Москве этот сегмент практически не представлен. Вероятно, это можно объяснить близостью с Финляндией и Европой, где культура винтажной моды всегда была очень развита. В России это направление только развивается».

Спасительный секонд

Клиенты элитных винтажных магазинов – это в основном молодежь, студенты творческих вузов, дизайнеры и экоактивисты. Аудитория классических секонд-хендов типа сетевых «ВО!ВА!» или «Планета секонд-хенд» попроще. Здесь главный критерий выбора не эксклюзивность и качество, а низкая цена. Чтобы держать минимальную ценовую планку, такие магазины закупают товары в крупных сортировочных центрах Европы и США большими партиями, зачастую в формате «не глядя».

«Я скептически относилась к секонд-хендам, но этим летом решила зайти посмотреть, как они устроены, и была сильно удивлена, – делится петербурженка Екатерина Бортникова. – Так получилось, что попала туда в скидочный день. Шла за курткой, но купила еще и обувь».

«Я не первый год захаживаю в подобные магазины. Часто смотрю детский ассортимент, – подтверждает мать троих детей Бэлла Васильева. – Раньше стоили детские вещи по 150 рублей, а с учетом скидок можно было купить вещь за 80 рублей. Но сейчас обычная цена за одежку подскочила до 300 рублей. Но это все равно дешевле, чем в торговых центрах».

И все-таки завсегдатаи секонд-хендов в последнее время заметили изменения в их работе не в пользу покупателей.

«Резко изменилось качество продукции, – пишет на популярном ресурсе отзывов покупательница Марина Манукова. – Магазин превратился в «помойку».

«Цены подняли, а товар из магазина в магазин перекидывают, чувствуется дефицит ассортимента, – соглашается Виктория Лепкова. – Раньше не знали, как все унести с собой. Сейчас даже в день привоза выбрать нечего. И ценники атомные, с каждой неделей растут».

Также покупатели жалуются, что в некоторых сетевых секонд-хендах оставляет желать лучшего обслуживание.

«Продавцы могут грубо обсуждать покупателей, хамить им, а самые лучшие вещи, как только выносят из подсобки, забирают и откладывают для себя», – заметила народный знаток секонд-хендов Маргарита Телешева.

Осознанная экономия

Кроме винтажных салонов и секонд-хендов в этом году повысили свою популярность магазины стоковых коллекций типа московского Offprice (в Петербурге пока нет) или Familia, а также сервисы объявлений купли-продажи одежды, обуви и аксессуаров. За второй и третий кварталы число публикаций на Avito увеличилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 45 миллионов объявлений. А интересоваться приобретением одежды и аксессуаров на ресурсе стали на 18% чаще. В «Юле» также отмечают рост числа новых объявлений, особенно с июня. Так, растет число новых объявлений в категориях «Одежда» (+23%), «Обувь» и «Аксессуары» (+25%).

Это объясняется тем, что во время пандемии у людей появилось свободное время, чтобы разобрать свои шкафы и пополнить бюджет, выставив на продажу вещи, которыми они не пользуются.

Некоторые эксперты связывают интерес к вторичному рынку товаров в нашей стране и с модой на осознанное потребление. Однако большинство представителей рынка считают, что в данном случае на первое место выходит желание получить дополнительный доход и сэкономить на покупке необходимой вещи.

«Что такое осознанное потребление, я не знаю, – пожимает плечами пенсионерка Ирина Москвитина. – Зато много чего из своей кладовки с помощью бесплатных объявлений продала и заработала лишнюю денежку». Впрочем, разве не это называется «осознанным потреблением»?

Дары пандемии

Кроме обычной купли-продажи россияне размещают на ресурсах бесплатных объявлений предложения об обмене вещами и с пометкой «даром». Эксперты «Авито» зафиксировали, что в октябре количество таких объявлений снизилось на 0,4% по сравнению с прошлым годом. Больше всего объявлений о бесплатных вещах в октябре было размещено в разделе «Для дома и дачи». Россияне делились стройматериалами, предметами интерьера и искусства и стиральными машинами. На втором месте – категория «Личные вещи» с женской и детской одеждой. Следом идет раздел «Хобби и отдых», где люди могут найти книги, учебники, музыкальные инструменты. Например, в этом году наиболее часто отдают фортепиано, аккордеоны, гармони и гитары. Замыкает дарственный список «Бытовая электроника». Больше всего в этом разделе россияне делятся аудиотехникой, телефонами, а также комплектующими для компьютеров и мониторами.

Чинить – не покупать

Еще один способ экономии, которым сегодня пользуются петербуржцы, – ремонт старого вместо покупки нового. Мелкую бытовую технику (микроволновки, кухонные комбайны и т. п.) стали ремонтировать на 85% чаще, чем год назад, а крупную (холодильники, стиральные машины и т. п.) – на 54%.

«Переход к удаленной работе и дистанционной учебе заставил многих людей привести в рабочее состояние домашние компьютеры и прочие гаджеты, которые пылились на антресолях, – рассказывает компьютерный мастер Алексей Кузнецов. – Весной, когда всех заперли по домам, у меня был самый продуктивный период за несколько лет деятельности. Сейчас, когда всех снова отправляют на дистант, ситуация повторяется».

Пока компьютерные мастера чинят гаджеты, швейные мастерские и химчистки активно отбирают хлеб у производителей и реализаторов верхней одежды, перешивая старые шубы и пальто и очищая пуховики от прошлогоднего снега.

#магазины #покупки #шопинг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6811) от 23.11.2020 под заголовком «Вынужденный винтаж».


Комментарии