Ягода пошла! В России в этом году выросло на 23,5% больше клубники

Массовая уборка «промышленного» урожая клубники в России перешла экватор. Сейчас валовый сбор приближается к 6 тыс. тонн. Из них почти пятая часть произведена в защищенном грунте, остальные - в открытом. По прогнозам Минсельхоза, клубничная «валовка» в ведущих сельскохозяйственных организациях в нынешнем году составит не менее 8,4 тыс. тонн, что на 23,5% больше показателя прошлого года.

Ягода пошла! В России в этом году выросло на 23,5% больше клубники | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Огромных промышленных плантаций в России нет. Есть большие - в Краснодарском крае - общей площадью около трехсот гектаров. Там же на общей площади 150 - 200 гектаров выращивают товарную ягоду фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств. В перечне крупных производителей клубники - подмосковный «Колхоз имени Ленина». Там ягоду выращивают на 110 гектарах. За сезон убирают 800 - 1000 тонн. Новые промышленные плантации, работающие по современным зарубежным технологиям, появились в Тамбовской, Белгородской, Воронежской областях.

Выращиванием клубники в Ленобласти довольно бойко занялись фермеры. В том числе и в дальних, «холодных», районах - например, в Лодейнопольском. Площади плантаций от 1 га и больше, технологии - финские и голландские. Ягодников поддержало областное правительство, выделив гранты на развитие производства. Подсчитали: в среднем одно хозяйство на площади 3 гектара при хорошей погоде может вырастить от 15 до 20 тонн клубники в сезон.

Из крупных хозяйств свое ягодное поле есть у сельхозпредприятия «Лосево». Основная его специализация - молоко, и свежая ягода хозяйству нужна для производства молочных десертов.

Совокупный объем российского рынка свежей клубники - 230 - 250 тысяч тонн в год. Тут и импортная клубника, и отечественная - выращенная как в товарных хозяйствах, так и в личных подсобных. При этом по популярности, которую определяют объемы продаж, клубника занимает не первую позицию, а лишь третью - после винограда и смородины.

Согласно данным Евростата (статистической службы Европейского союза) и ФАО (FAO - продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), Россия является крупнейшим производителем черной смородины в мире. Ее доля в мировом производстве - 51%. На втором месте с показателем 31% - Польша. Но если Россия своей смородиной не спешит ни с кем делиться, то Польша - лидер в экспорте.

Свежая черная смородина не долгожитель на рынке. И не только потому, что товар сам по себе скоропортящийся, долгому хранению не подлежащий. Дело в том, что ягода эта, как никакая другая, затребована предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.

Ее подвергают глубокой заморозке, дабы обеспечить народонаселение «почти что свежей» ягодой в зимние месяцы. Ее используют как ингредиент в йогуртах и прочей кисломолочной продукции. Ягоду пользуют производители алкогольных и безалкогольных напитков, кондитеры и хлебопеки.

Впрочем, время массового сбора смородины еще впереди. Как и малины.

По данным российской Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала, Россия возглавляет пятерку ведущих стран - производителей ягод малины. В цифрах это выглядит так. Первое место - Россия (120 тыс. тонн); второе - Польша (105 тыс. тонн); третье - США (85 тыс. тонн); четвертое - Сербия (80 тыс. тонн); пятое - Чили (70 тыс. тонн).

Однако у такого расклада есть оппоненты, считающие, что сопоставлять российские данные с данными иных стран не совсем корректно. Дело в том, что в Польше, США и прочих малинопроизводящих странах производство поставлено на крепкую промышленную основу. Малиновую «валовку» там дают крупные специализированные компании, которые могут конкурировать на рынке свежей ягоды. В то время как в России промышленное производство составляет всего лишь 2% от общих объемов.

Малина у нас в основном выращивается в личных подсобных хозяйствах, где трудно провести четкий учет всех валовых сборов урожая. Производят ее и в фермерских хозяйствах, но имеющих «ягодную» специализацию у нас не так уж и много, и малина там не является основной культурой. Какие-то объемы товарной ягоды дают опытные плантации питомников, но и тут она не основной товар.

В европейских странах малину выращивают не только (а зачастую и не столько) в открытом грунте, а в арочных теплицах на капельном поливе, получая высокие урожаи круглый год. У нас же подобные теплицы есть только в экспериментальных питомниках. Применять их в массовом производстве хозяйства не торопятся - дорого.

#клубника #ягоды #выращивание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6709) от 30.06.2020 под заголовком «Ягода пошла!».


Комментарии