Картонная женитьба. Новости продовольственного рынка
В сады России заглянули счетоводы из Минсельхоза. И обнародовали свой прогноз: в нынешнем году в сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах (без учета хозяйств населения) урожай плодов и ягод ожидается на уровне 1,5 миллиона тонн. Из них около 1,4 миллиона тонн придется на семечковые культуры, и в основном это будут яблоки. Такой яблочный вал, по утверждению экспертов, станет рекордным. Тем не менее покрыть потребности внутреннего рынка он не сможет…
Молочные треугольники называют «спусковым крючком ностальгии» для тех, кто вырос в Советском Союзе. /Фото И. САВИНОВА/ТАСС
Яблоки без раздора
Яблоки в нашей продовольственной корзине есть всегда: и летом, и осенью, и морозной зимой. Самый ходовой фрукт. «Помимо бананов, — уточняют маркетологи. — По потребительским предпочтениям бананы все‑таки на первом месте». Пусть будет так. Но у нас бананы не растут. А яблочко — вот оно, родное. На веточке висит, соком наливается…
Благо за последние пять лет зависимость от импорта заметно ослабла.
В активное плодоношение вступили молодые сады интенсивного типа, заложенные после введения Россией в 2014 году продовольственных санкций.
Пока молодые отечественные сады набирали силу, операторам рынка пришлось изменить импортные потоки. Увеличились поставки из стран Латинской Америки. В первую очередь из Аргентины. Поднапрягся мировой лидер яблочного производства — Китай. Он занимает первое место по площади яблоневых садов — 50 % от мирового показателя. И первое — по объему экспорта плодов.
Отдельное слово — про Польшу. До введения эмбарго эта страна была в числе ведущих поставщиков яблок в Россию. Оказавшись под нашими санкциями, Польша нашла нового главного покупателя яблок — Белоруссию. Та стала перевалочной базой для запрещенных в России, но удачно поставляемых на наш рынок польских яблок. Переваливать польские яблоки стали также Молдавия и Сербия. На прилавках плоды появлялись с соответствующими адресами «производителя»: Made in Moldova, Made in Serbia.
Про польскую яблочную санкционку, без особого труда попадающую на наши прилавки, знали и знают все. Но только в нынешнем году к борьбе с ней решил подключиться Совет Федерации. Сенаторы задумали пресекать нелегальный импорт за счет аккредитации поставщиков и учета их урожая с вывозимым объемом. Усилить контроль за ввозом яблок они призвали Федеральную таможенную службу и Россельхознадзор.
Однако у инициаторов этой идеи появились оппоненты, полагающие, что с начинанием законодатели несколько припозднились. В нынешней ситуации поставки через третьи страны и так ограничены из‑за санкций Евросоюза. А те поставщики, кто все же решится ввозить яблоки в Россию, столкнутся с резким ростом цен на транспортные перевозки, что сделает продукцию неконкурентоспособной. На этом фоне садоводы ожидают повышения спроса на российские яблоки.
Даешь мороженое!
А вот цены на мороженое готовятся к снижению. Такой прогноз делают в Союзе мороженщиков России. Ценового обвала, конечно, не будет, но минус 5 % от нынешней стоимости сладкоморозного удовольствия — вполне реально. Некоторые производители ценовую удавку уже ослабили.
В последние месяцы мороженое дорожало из‑за резкого скачка стоимости ингредиентов, необходимых для его производства. В частности, сахара, эмульгаторов и стабилизаторов (последние в России не производятся). Как и подорожавшее кокосовое масло, которое входит в состав глазури. В итоге себестоимость увеличилась на 20 – 30 %, а стоимость конечного продукта — на 10 – 15 %. Был такой момент, когда самое популярное у российских едоков мороженое в вафельном стаканчике подорожало сразу на 20 %.
Теперь же, уверяют в Союзе мороженщиков, ситуация с ингредиентами стабилизируется и есть надежда, что цена на лакомство в разгар летнего сезона расти не будет. Но предупреждают: некоторые виды мороженого с прилавков могут исчезнуть или несколько изменить свой ингредиентный состав. Это касается в первую очередь каких‑то недавних новинок. Традиционные же виды мороженого останутся и в производстве, и, соответственно, в продаже.
Каждый среднестатистический российский едок съедает в год около трех килограммов мороженого. Если же отойти от «среднестатистического» и учесть, что подобный десерт предпочитает только половина населения, то получается по пять с лишним килограммов, или по 76 условных порций (по 70 граммов) в год на одного потребителя.
Казалось бы, немало. Но в экономически развитых странах потребление «айс-крим» составляет 12 кило на душу населения. Американец съедает в год 14,5 килограмма мороженого, а средний европеец — 9,5 кило.
Разница в показателях в свое время давала экспертам повод прогнозировать резкий рост рынка мороженого в России — чем, мол, мы хуже американцев и прочих иностранцев? Однако рост не состоялся. Более того, аналитическое агентство INFOLine, ведущее постоянный мониторинг подвижек на рынке мороженого, оповестило сограждан, что объемы его производства в России начиная с 2006 года не резко, но стабильно падают. К тому же прогнозисты не учли специфических особенностей рынка и резко отличающихся климатических условий. Российская модель потребления мороженого совершенно иная, чем в Европе или Америке. Если там принято есть это лакомство дома или в кафе, барах, ресторанах, то у нас мороженое большей частью «уличная еда». А баловаться вкусняшкой на улице в зимнюю стужу совсем не хочется.
Среди федеральных округов России самый «мороженый» — Центральный. Там производят более 90 тысяч тонн продукции. За ним идет Сибирский ФО — 87 тысяч тонн. Следом Приволжский — 78 тысяч тонн. На четвертом месте Северо-Запад. В аутсайдерах — Южный федеральный округ. Такой удивительный расклад вовсе не значит, что на юге мороженого едят меньше, чем в Сибири. Просто показатели связаны с географией размещения производств. В центральной России и Сибири их больше, на юге — единицы.
А вот в Петербурге крупных производителей мороженого практически не осталось. Легендарный «Петрохолод» слился с крупнейшим игроком рынка — «Айсберри». Продукция сейчас выпускается в Вологде. Не менее легендарный «Хладокомбинат № 1», тоже поменяв хозяев и название, уехал в Белоруссию. Осталось только «Талосто». Но свою продукцию это предприятие выпускает на территории сопредельного региона — в Ленинградской области.
Молоко в своей «рубашке»
У вице-премьера Виктории Абрамченко, курирующей весь агропромышленный комплекс страны, голова, наверное, болит о многом… В том числе — дословно — «как нашу целлюлозно-бумажную промышленность поженить с производителями продуктов питания».
С российского рынка уходит шведско-швейцарский концерн Tetra Pak (тетрапак) — крупнейший в Европе производитель упаковки для жидких продуктов — молока, соков, вина. Саму упаковку собирали в России на подмосковном дочернем предприятии концерна. Но сырье — картон и краски везли из‑за рубежа. По данным компании, семь из десяти упаковок для молока и соков в России — изделия тетрапака. Однако национальный совет по вопросам торговли Швеции поставки сырья запретил…
Вообще‑то в нашу страну Tetra Pak пришел не вчера. «Пирамидки», «треугольники» (на профессиональном языке — тетраэдры) с молоком и сливками начали выпускать в Советском Союзе еще в 1959 году. Однако у нас шведские производственные линии работали плохо — края пакетов плотно не склеивались, молоко из них вытекало.
Подозрительный момент: у себя шведы перестали выпускать эти тетраэдры для молока почти сразу, как только производство было запущено в нашей стране. Похоже, Союзу они продали то, что самим было уже без надобности…
Просуществовала эта упаковка до середины 1980‑х годов. Тетрапаковская тара более позднего времени стала, конечно, бесценным подспорьем для российской молочной и соковой промышленности. Но так уж повернулось, что теперь приходится в срочном порядке находить ему замену.
Эксперимент «женитьбы» отечественных производителей картона и молока уже идет. В нем принимают участие, в частности, целлюлозно-бумажный комбинат в Коми и учебно-опытный молочный завод Академии имени Верещагина в Вологде. Первые партии продукции в отечественной упаковке уже уходят в торговлю.
Вице-премьер Абрамченко надеется, что серийное производство этой тары начнется в нынешнем году. Но эстетствующих граждан предупреждает: красочностью оформления пакеты отличаться не будут. И цветом они не белые, а серые.
Но не до внешности сейчас. Главное — содержание. «Важно, что на качестве и безопасности того, что расфасовано в эту упаковку, такая замена никак не отразится, — пообещала Виктория Валериевна. И добавила: — К алюминиевым бидонам мы не вернемся».
В ответ на заключительный постулат кто‑то наверняка скажет: «А жаль…».
Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в мае повысились на 0,7 %. С начала года — на 12,7 %.
Плодоовощная продукция подешевела на 3,5 %. В частности, огурцы свежие — на 25,5 %, чеснок — на 24,8, капуста белокочанная — на 15,1, свекла — на 10,8, груши — на 9,9, помидоры — на 7,9 %. При этом лук репчатый подорожал на 12,3 %, виноград — на 6,3, картофель — на 4,5 %.
Соль стала дороже на 10,4 %, сырки творожные глазированные — на 7,9, кофе — на 6,1, сыры плавленые — на 6,0, молоко пастеризованное — на 5,7, пельмени, манты — на 5,3, хлопья «Геркулес» — на 4,8, мороженое сливочное — на 4,2, сосиски, сардельки — на 3,4 %. При этом цена на яйца куриные снизилась на 7,0 %, сахар-песок — на 3,2 %.
Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах мая составила 7181 рубль 18 копеек в расчете на месяц, что на 80 рублей 67 копеек выше, чем в апреле.
Из непродовольственных товаров подорожали холодильники — на 7,3 %, пылесосы — на 4,6, печатные издания — на 3,5, парфюмерно-косметические товары — на 3,0, сухие корма для животных — на 2,4, моющие и чистящие средства — на 2,3 %. Снижение цен отмечалось на плиты бытовые — 9,0 %, легковые автомобили импортные б/у — 8,8 %, на ювелирные изделия из золота — 8,7, электрочайники — 6,3, миксеры, блендеры — на 5,8 %.
Билеты в кинотеатры стали дороже на 9,4 %, экскурсионные услуги — на 8,1, санаторно-оздоровительные услуги — на 6,0 %. При этом стоимость услуг в сфере зарубежного туризма стала ниже на 6,1 %, плата за пользование потребительским кредитом — на 5,7, стоимость проезда в поездах дальнего следования — на 2,8 %.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7192) от 20.06.2022 под заголовком «Картонная женитьба».
Комментарии