WhatsApp двоек не ставит. Каким будет новый учебный год?

Особенные линейки дали старт особенному учебному году. Самые старшие и самые младшие сквозь маски посмотрели друг на друга и на учителей. Одиннадцатиклассники проводили первоклашек в школу, не беря их за руки. И начался второй пандемический учебный год. Каким он будет? Какие навыки приобрели школьники и педагоги за долгие месяцы карантина? Этими вопросами задался блогер Николай ПАРХОМЕНКО, не понаслышке знающий, что такое учиться удаленно, используя интернет-ресурсы. Он поделился с редакцией своими наблюдениями и выводами.

WhatsApp двоек не ставит. Каким будет новый учебный год? | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Под конец прошедшего учебного года на портале «Российская общественная инициатива» шел сбор подписей за то, чтобы повременить с переходом на удаленку, сначала разработать правила и условия дистанционного обучения. При этом категорически против вроде бы никто и не выступал. Критике подвергали лишь рекомендуемые образовательные платформы (тот же Zoom), которые, как писали инициаторы сбора подписей, не способны обеспечить полноценную конфиденциальность.

Петиция собрала не слишком много подписей. Ситуация менялась так быстро, что желание повременить и заняться правилами практически моментально перестало быть актуальным: на подготовку к новому формату власти Петербурга дали школам менее двух недель.

Тогда, в апреле, пришлось пообщаться с некоторыми учителями, понять, как же они справились.

Учительница истории и обществознания в 6 - 8-х классах Надежда П., в обычные времена проверяющая выполнение домашней работы устно у доски, рассказала: «Я создала отдельный почтовый ящик исключительно для проверки домашних заданий. За первую же неделю получила больше 400 писем. Нагрузка страшная. А всего в электронном формате я проверила около 1500 работ. При этом занятия онлайн посещали не все и выполненные задания тоже присылали не все. Связаться с «прогульщиком» можно было либо через соцсети (что часто бесполезно), либо через родителей, найти которых можно только по телефону через классных руководителей».

Моя собеседница заметила, что лишь разрешение щадить учеников, невыходивших на связь, не ставить двоек и не давать новый материал помогло справиться. «Сейчас придется догонять программу. Правда, понимая это, я, как и некоторые другие педагоги, давала все же новые темы. Хоть и в урезанном виде».

Пожилым учителям, неуверенно владеющим компьютером, было сложнее. Но лучшие из них проявили чудеса креативности. Так, 78-летняя Татьяна Александровна Игошина, учительница физики со стажем 48 лет, рассказала: «Поначалу в программе Zoom было некомфортно, зато там можно было проверить явку. Я сосредоточилась на тестировании - подготовке к ЕГЭ. Выполненные задания ученики присылали на электронную почту, и каждому я печатала отчет о его ошибках. Для желающих проводила индивидуальные консультации в Viber и WhatsApp. Для остальных на сайте школы размещала задания на неделю вперед. Но поскольку я зануда, некоторым звонила и напоминала: видел ли задания и почему не сделал?».

Учителя отметили несколько забавных деталей. К примеру, ученики могли прислать выполненную работу за час до полуночи, а в 23.30 уже спрашивать, почему до сих пор нет оценки. Забавны также несколько ошибок по части организации дистанционного обучения, которые педагоги заметили за собой: во-первых, не следовало упоминать о рекомендации Минобразования не ставить двойки (это заявление сильно расхолаживало многих), во-вторых, в начале урока следовало «на публику», как говорится, «в прямом эфире», позвонить паре-тройке отсутствующих учеников (показать ученикам, что и на удаленке не избежать контроля).

Все педагоги и многие родители, с кем довелось обсуждать особенности дистанционного обучения, отметили чрезвычайно интересную вещь: немало отличников и хорошистов при дистанционном обучении словно бы утратили мотивацию к активному участию в учебном процессе. И наоборот: дети, которые в обычных обстоятельствах не проявляли рвения, внезапно удивляли всех активностью и успехами. Возможно, детям со слабой социализацией, стесняющимся публичных выступлений, кому некомфортно общаться вживую, особенно подходит образование онлайн. А отличники, привыкшие блистать у доски, сникают.

Несмотря на сложности и страхи перед новой формой, все признают, что она открыла огромные возможности. Переезд, болезнь, иные житейские причины, по которым обучение может прерваться, не станут препятствием для удаленки. К тому же реальными становятся онлайн-уроки со специалистами любых сфер, виртуальные прогулки и экскурсии, путешествия «всем классом»... Мало ли какие возможности открывает виртуальный мир!

От редакции. Пока не слишком ясно, каким именно станет новый учебный год. Будут ли дети ходить в школу или опять - на удаленку. Повсеместно обсуждают смешанную форму, когда не нужно будет лично появляться в классе или аудитории каждый день. Педагоги, уже набравшиеся опыта, склоняются к такому методу.

Но родители в письмах выражают обеспокоенность. Правда, кажется, она связана не с качеством удаленного образования, а с... недоверием к собственным чадам. Все же родители исстари привыкли относиться к школе как к учреждению не только образовательному, но и воспитательному. «Сдал» ребенка в школу - и жди всестороннего результата.

Дистанционное же образование - образование в чистом виде. А это непривычно.

#школа #образование #дистанционное обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6757) от 07.09.2020 под заголовком «WhatsApp двоек не ставит».


Комментарии