Выполнение программы «Девять мостов» обсудили на онлайн-конференции

Товарооборот между Россией и Республикой Корея в минувшем году из-за коронакризиса упал на 19%, до 19,6 млрд долларов. Но вскоре стал восстанавливаться и за первые четыре месяца этого года увеличился по сравнению с тем же прошлогодним периодом на 34,3%. Во многом благодаря приоритетному для двух стран взаимодействию в судостроении, торговле судами, лодками и плавучими конструкциями. Последнее направление не просто удержалось «на плаву» в разгар пандемии, но даже выросло в денежном выражении – на 122 млн долларов (российский экспорт) и 173 млн долларов (импорт). Такие данные прозвучали на онлайн-конференции, прошедшей при поддержке Минпромторга РФ и корейской ассоциации морского оборудования KOMEA, где специалисты обсудили выполнение программы «Девять мостов».

Выполнение программы «Девять мостов» обсудили на онлайн-конференции | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Концепция российско-корейского сотрудничества «Девять мостов» впервые была озвучена несколько лет назад во Владивостоке –  на Восточном экономическом форуме-2017. Она предусматривает инвестиционные вложения, обмен опытом и компетенциями по девяти родственным Петербургу направлениям. Таким как судостроение, развитие портовой инфраструктуры, освоение Северного морского пути, рыболовство и др.

Программа стартовала в начале 2019 года. А вскоре сопредседатели Российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и корейский вице-премьер Хон Нам Ги) приняли на онлайн-встрече новую актуализированную версию «мостового» плана. Она была приурочена к 30-летию работы этой комиссии и установлению дипломатических отношений между двумя странами. А незадолго до этого удалось возобновить регулярные авиарейсы между Москвой и Сеулом.

Готовясь к перезагрузке инвестплана «Девять мостов», департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ провел опрос среди представителей бизнес-сообщества. И те составили перечень своих предложений по проектам, многие из которых были включены в обновленную программу совместной работы. А глава департамента Алексей Исачкин попросил корейских партнеров провести такой же опрос среди компаний, которые уже работают на рынке России или стремятся на него выйти.

Судостроение продолжает играть огромную роль в укреплении двухсторонних отношений, отметили участники недавней онлайн-конференции, которую провела компания –  организатор петербургских выставок-форумов «НЕВА». По словам Джин Ен Юн, сотрудника министерства торговли, промышленности и ресурсов Республики Корея, пандемия не только не приостановила это сотрудничество, но и укрепила желание работать в одной связке, развивая промышленную кооперацию.

Примеров такого взаимодействия уже немало. Пожалуй, наиболее заметный из них –  участие корейских компаний в разработке проектов крупнотоннажных судов, к строительству которых приступил судостроительный комплекс «Звезда» (город Большой Камень), поставках для них оборудования и обучении экипажей.

Этот завод, располагающий самым большим в России сухим доком, способен обрабатывать до 330 тыс. тонн стали в год и собирать суда водоизмещением до 350 тыс. тонн –  чего не могла делать прежде ни одна отечественная верфь. Портфель заказов «Звезды» оценивается в 680 млрд рублей и включает 66 законтрактованных судов общей массой 830 тыс. тонн, 18 из которых –  в активной стадии постройки, рассказал на встрече Константин Глобенко, заместитель гендиректора этого завода.

Прорабатывается возможность локализации комплектующих для выполнения заказов на «Звезде» (такая же площадка появится на Амурском судостроительном заводе) и создания в Большом Камне технопарка, специализирующегося на производстве судового оборудования, узлов и деталей к нему.

Среди строящихся «звездных» судов –  танкеры, работающие на сжиженном природном газе и «вовлеченные» в проект «Арктик СПГ-2» (такие суда-газовозы могут преодолевать льды толщиной до 2,1 метра и работать в условиях, когда столбик термометра опускается ниже 50 градусов), танкеры-челноки большого дедвейта, мощные ледоколы, предназначенные для Атомфлота и Росморпорта, суда снабжения ледового класса и т. д.

Некоторые из них строятся при участии совместных предприятий, созданных в партнерстве с корейскими компаниями Samsung Heavy Industries и Hyundai Heavy Industries. Последняя известна еще тем, что разрабатывает оборудование, снижающее выбросы углекислого газа и сокращающее потребление топлива.

Корейские специалисты готовы также подключиться к работе судостроительного кластера, формирующегося на базе «Звезды», и раскрыть секреты создания «цифрового двойника» судна. Это перспективный проект, позволяющий наладить мониторинг морских перевозок и анализ их эффективности.

Российские корабелы перенимают опыт крупноблочного судостроения восточных соседей и реализуют совместный проект в области строительства судов по принципу распределенной верфи (когда отдельные модули судна делают несколько верфей), что сокращает сроки работы и способствует равномерной загрузке заводских мощностей. Об этом рассказал на онлайн-встрече советник президента ОСК Владимир Никитин, возглавляющий в Петербурге Научно-техническое общество судостроителей имени А. Н. Крылова.

Российский опыт, признали корейские партнеры, тоже заслуживает внимания. В частности, по развитию технологий беспилотного судовождения –  занимается этим отраслевой центр «МАРИНЕТ». РФ стала первой в мире страной, приступившей к применению автономных коммерческих судов, –  этот проект Минпромторг запустил вместе с Минтрансом России в 2019 году. А федеральное агентство «Росморречфлот» предложило обновить с учетом подобной практики международные правила предотвращения столкновений судов и разработало правовые нормы, позволяющие судовладельцам использовать автономные суда под флагом России.

Опираясь на свои наработки по созданию оптической системы, аналогичной человеческому зрению (десятки ее камер обеспечивают вокруг объекта постоянное наблюдение и передают данные в безлюдную навигационную систему), гендиректор центра «МАРИНЕТ» Александр Пинский предложил запустить схожий пилотный проект в Корее. При содействии российских специалистов эта страна может начать «продвигать» автономную навигацию уже в будущем году.

Кроме того, в рамках программы «Девять мостов» предполагается привлечение корейских инвестиций в развитие логистики и морских портов вдоль арктического побережья РФ. Что, безусловно, скажется на увеличении объема грузоперевозок по Северному морскому пути.



#мосты #Корея #конференция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (6965) от 14.07.2021 под заголовком «Девять мостов, ведущих в Корею».


Комментарии