Вузы доиграются. Киберспорт может стать образовательной дисциплиной

Это только кажется, что повод – недавняя победа российской команды в турнире по Dota-2. Призовые 18 млн долларов достались пяти парням (младшему – 18 лет), и будто бы теперь все, задрав штаны, побежали за комсомолом. На самом деле правительство и раньше поговаривало о введении киберспорта в вузы в качестве образовательной дисциплины. Вопрос – чему именно будут учить.

Вузы доиграются. Киберспорт может стать образовательной дисциплиной | Вполне правдоподобно, что дополнительные баллы при поступлении в вуз будут получать те абитуриенты, кто хорошо играет в «стрелялки». / ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС

Вполне правдоподобно, что дополнительные баллы при поступлении в вуз будут получать те абитуриенты, кто хорошо играет в «стрелялки». / ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС

Интеллектуальный и малоподвижный

Минспорта РФ признало компьютерные игры спортом в 2016 году: по всем критериям подходят, кроме физической активности – но этим и шашки с шахматами похвастать не могут. В мире гадают, когда киберспорт войдет в олимпийскую программу. А в бытовом понимании киберспортсмены неотличимы от геймеров.

Вероятно, их и имеет в виду завкафедрой медицинской реабилитации Педиатрического медуниверситета Дмитрий Бутко, когда предупреждает о том, что «цифровое пространство затягивает», что «рано или поздно начинает формироваться зависимость», что дети не могут оторваться от экранов, «а виртуальная реальность – это уход от действительности».

Компьютерный спорт нужно отделять от понятия «гейм», – предлагает «договориться на берегу» Артур Годлевский, вице-президент Санкт-Петербургской федерации компьютерного спорта.

В гейминге погружаешься в историю, проживаешь жизнь персонажа. В киберспортивных дисциплинах сюжета нет, играют короткими сессиями. «Вы, по сути, участвуете в одном и том же матче», – комментирует Годлевский.

Но и у тех, кто понимает отличие спорта от игры, на душе неспокойно. Киберобщественность уже накинулась на депутата Госдумы олимпийскую чемпионку конькобежку Светлану Журову, «хотя я против киберспорта не сказала ни одного слова». Хватило и того, что Светлана Сергеевна посетовала на то, что кибер оттянет людей из других видов:

Мне грустно, потому что в конькобежный спорт, который, возможно, не зрелищен, будут приходить меньше детей.

Логика такая: киберспорт – это зрелищно, нетравмоопасно (хотя туннельный синдром, когда запястье отнимается, никто не отменял), инфраструктуру организовать легче (это ж не стадионы строить). Получается, Ваня соблазнился киберспортом – и наша олимпийская сборная потеряла блестящего перспективного конькобежца, штангиста, фехтовальщика или еще кого.

Думается, тревога если не ложная, то преувеличенная. Не всякий Ваня сгодится для киберспорта.

Скорость реакции, быстрый сбор и обработка информации, принятие оригинального решения, умение адаптироваться к тактикам противника, – перечисляет сильные стороны киберспортсменов доцент Института психологии Педагогического университета им. А. И. Герцена Ирина Богдановская.

Игроков по миру миллионы, а миллионы долларов выигрывают единицы.

Это интеллектуальный спорт с тяжелым режимом тренировок и с огромной конкуренцией, – резюмирует ученая. – Тренировочный день киберспортсмена может быть дольше, чем у футболистов. До 13 часов.

Да, опять всплывает вопрос: если полсуток пропадать в виртуальной реальности – это усердные тренировки или зависимость? Но, говорит Богдановская, время, проводимое в игре, еще не говорит о зависимости. Насторожиться надо, если у человека нет других интересов или он теряет самоконтроль, если не имеет доступа к игре. И обычно «зависимый» не стремится к высоким достижениям. Его интересует процесс.

Дмитрий Бутко уверен: прежде чем внедрять киберспорт как образовательную дисциплину, нужно исследовать его влияние на здоровье. Этот вид спорта «сидячий», не развивается мускулатура, скелетные мышцы и сердечно-сосудистая система.

Однако, как говорит менеджер киберспортивных проектов ИТМО Савелий Брага, в киберспорте высоких достижений есть физическая подготовка: чтобы по 4 – 5 часов сидеть за компьютером, нужна выносливость. Проблема, скорее, в киберспортсменах-новичках: когда их пытаются привлечь к физзарядке, те предпочитают лишний раз сыграть. Так что, по мысли Савелия, было бы полезно показывать киберспортсменам, как улучшаются результаты, если еще и бегаешь-отжимаешься.

Спортивный интерес

Если вводить киберспорт как образовательную дисциплину, то какую: спортивную? техническую?

Вообще-то некоторые петербургские вузы и так занимаются образованием в области киберспорта. И это не спортивные вузы. Например, Госуниверситет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (Годлевский руководит тамошним студенческим культурно-досуговым центром) и Университет ИТМО в теме уже лет семь. Но это образование дополнительное. И оно совсем не про то, о чем вы подумали, если вы подумали о виртуальных стрелялках.

Как говорит Савелий Брага, уклон – в аналитику данных:

В киберспорте это одна из самых больших областей. Уже ничего не меряется мнением тренера, все меряется цифрами. И специалистов, которые умеют качественно работать с данными, – ограниченное количество.

Мы должны студентов учить не в игры играть, а компетенциям, которые могут быть применимы в сфере компьютерного спорта, – согласен Артур Годлевский.

То есть речь об анализе данных, программировании, маркетинге, менеджменте, технических навыках вроде организации интернет-трансляций. Просто в приложении к киберспорту. Все это с учетом глобальной цифровизации можно применить и в других отраслях.

В основную образовательную программу киберспорт пока не включить: нет федерального государственного образовательного стандарта. Правда, таких стандартов нет и по футболу с теннисом и прочему спортивному, говорит Годлевский. Бонч по заказу «Ростелекома» сейчас как раз исследует вопрос: что нужно, чтобы включить занятия по компьютерному спорту в образовательную программу. Если говорить об обучении именно игроков, перспектива пока сомнительна. По словам Савелия Браги, таких нужно учить с 12 – 14 лет, если не раньше. 18-летние абитуриенты – уже «старички».

Кроме того, и у самих начинающих киберспортсменов еще туго со спортивным интересом. Как говорят в университетах, сколотить киберспортивную команду, которая защищала бы честь вуза, непросто: студенты предпочитают играть за призовые, а не за вуз.

Так что в ближайшей перспективе, видимо, вузы будут готовить просто специалистов для индустрии, где крутятся миллиарды денег. А киберигры в них будут так, чтобы сферу понимать. Не за оценку, а за зачет.


#спорт #киберспорт #вузы #обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7061) от 30.11.2021 под заголовком «Вузы доиграются».


Комментарии