ВЦИОМ представил результаты опроса о женском предпринимательстве

ВЦИОМ представил результаты опроса о женском предпринимательстве | ФОТО Maxim Ilyahov on Unsplash

ФОТО Maxim Ilyahov on Unsplash

Женское предпринимательство становится все более значимым и динамично развивающимся явлением российской экономики. Программы поддержки и финансирования таких инициатив, а также создание специализированных кластеров и бизнес-инкубаторов, особенно в крупных городах, играют важную роль в стимулировании предпринимательской активности среди женщин. И это находит отражение в общественном мнении: большая часть россиян убеждены, что сегодня у мужчин и женщин одинаковые шансы на успех в бизнесе — 66 %.

Тем не менее весомая часть наших сограждан считают, что у бизнеса в России скорее мужское «лицо», чем женское. Каждый четвертый отметил: шансов добиться успеха больше все‑таки у мужчин (25 %), а вот о том, что шансов больше у женщин, наши граждане говорят в пять раз реже (5 %). Такое расхождение может говорить о том, что женское предпринимательское сообщество в целом менее заметно или слабее репрезентировано, в том числе в массовой культуре, СМИ.

Мужчины и женщины по‑разному воспринимают шансы на успех в бизнесе для разных полов: мужчины чаще говорят о равенстве шансов (70 % vs 62 % женщин), а дамы — о приоритете мужчин (29 % vs 19 % среди мужчин). Но и те и другие вариант «шансов больше у женщин» называют только в 5 % случаев. Среди возрастных групп чаще других о неравенстве предпринимательских шансов в пользу мужчин говорит российская молодежь до 25 лет — 36 %, каждый третий в этой группе.

Предприниматели-женщины активно ведут бизнес в самых разных отраслях. От открытия небольших предприятий в сфере услуг и розничной торговли до создания собственных брендов и технологических стартапов. Согласно опросу, 38 % россиян полагают, что пол не влияет на то, каким бизнесом занимаются люди. Но большая часть — 48 % — считают иначе и выделяют среди различных сфер бизнеса традиционно, по их мнению, «женские». Прежде всего это бьюти-сектор — косметология, салоны красоты, парикмахерские, косметика и парфюм, с ним ассоциировано женское предпринимательство у трети опрошенных (32 %). Далее с заметным отрывом следует торговля (12 %), а затем такие сектора экономики, как образование, педагогика и воспитание, сфера обслуживания, бытовые услуги, производство и пошив одежды, мода (по 7 %). Еще по 5 % назвали медицину и то, что в широком смысле связано с едой, — общепит, кулинария, кондитерские и пр.

Несмотря на то что «женский» бизнес ассоциируется с традиционными функциями слабого пола, от дам в ведении своего дела ждут проявления скорее мужских качеств и черт. Каждый третий респондент полагает, что женщинам-предпринимателям свойст­венны напористость, стойкость, твердость, решительность, уверенность в себе (30 %). Еще 21 % называли в числе таких качеств активность, целеустремленность, инициативу; авторитарный стиль поведения (жесткость, требовательность, властность) звучит в ответах 12 %. Организованность, внимательность, дисциплина — такие варианты называли 9 %, на пятом месте — образованность, умственные способности (7 %). В числе других характеристик — деловая хватка, трудолюбие (по 4 %), коммуникабельность, стрессоустойчивость (по 3 %). Качества, которые можно назвать «женскими», звучат гораздо реже: 2 % назвали доброту, мягкость и любовь, 1 % — красоту и обаяние.


#ВЦИОМ #женщины #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7507) от 22.09.2023 под заголовком «Женщины в бизнесе».


Комментарии