Все больше европейских лидеров разделяют идею «стратегической автономии» от Соединенных Штатов

Возвращаясь из вояжа в Китай, президент Франции Эммануэль Макрон сделал неожиданный для многих своих союзников вывод — европейцам не стоит вмешиваться в дела КНР, слепо следуя за Вашингтоном. Вообще Европе следует руководствоваться своими интересами, а не «приспосабливаться к повестке в других частях света». На прошлой неделе французского президента поддержал, как ни странно, никогда ранее не замеченный в какой‑либо фронде глава Евросовета Шарль Мишель. Невольно закрадывается мысль, что европейцам наконец‑то надоел заокеанский диктат и они готовы, пока что на словах, показать американцам свое неудовольствие.

Все больше европейских лидеров разделяют идею «стратегической автономии» от Соединенных Штатов | ФОТО: Pixabay

ФОТО: Pixabay

В интервью французской телепередаче La Faute à l,Europe высший европейский чиновник заявил, что, хотя Макрон говорил как президент Франции, его позиция отражает существенные перемены во взглядах лидеров ЕС. Комментируя заявление главы Пятой рес­публики о необходимости сопротивляться оказываемому на Европу давлению и попыткам вынудить ее «следовать за политикой США», Мишель отметил, что в этом вопросе Макрон не одинок — его точку зрения разделяют и другие лидеры ЕС. «По сравнению с тем, что было несколько лет назад, в вопросе стратегической автономии произошел рывок, — отметил Мишель. — Что касается отношений с США, то очевидно, что во мнениях за столом обсуждений Европейского совета могут быть тонкости и нюансы. Некоторые лидеры Старого Света не стали бы формулировать это точно так же, как Макрон… Однако, на мой взгляд, довольно многие сегодня разделяют его точку зрения».

Мишель также заявил, что Евросоюз не готов во всем безусловно поддерживать Соединенные Штаты. «В контексте союзнических отношений с США действительно есть и сохраняется большая приверженность… альянсу с Соединенными Штатами. Но если эти союзнические отношения с Вашингтоном подразумевают, что мы будем слепо и систематически следовать его позиции по всем вопросам, то увольте», — сказал Мишель.

В том самом нашумевшем интервью газете Les Echos и порталу Politico на борту своего самолета по пути из Китая французский президент вообще наговорил многого, что очень не понравилось не только в США, но и их верным сторонникам в Евросоюзе. «Заинтересованы ли мы в форсировании решения тайваньского вопроса? Нет. Думать, что мы, европейцы, должны в этой теме быть ведомыми и подстраиваться под ритм американцев и слишком острые реакции китайцев, — худший для нас вариант. С какой стати мы должны двигаться в ритме, который задают другие?.. Нам, европейцам, пора очнуться. Приспосабливаться к повестке других сторон во всех регионах мира — не наш приоритет», — подчеркнул Макрон.

Президент Франции также признал, что помимо политического аспекта Европа зависит от Соединенных Штатов в энергетической области. «Мы, несомненно, усугубили зависимость от США в сфере энергетики, но это делалось в рамках логики диверсификации — ведь мы слишком сильно зависели от российского газа. На сегодняшний день мы действительно стали больше зависеть от США, Катара и остальных, это факт. Но такая диверсификация была необходима», — пояснил Макрон. Впрочем, по его мнению, стратегическая самостоятельность ЕС необходима, чтобы европейские государства не превратились в «вассалов» и Европа могла наряду с США и Китаем стать «третьим полюсом». «Но в логику блокового противостояния мы вступать не хотим», — заявил Макрон. При этом он выступил против «экс­территориальности доллара».

Лидер Франции подчеркнул, что за стратегическую самостоятельность «должна биться» вся Европа. «Мы же не хотим во всех важнейших вопросах зависеть от других», — подчеркнул он. ­Макрон также напомнил о ситуации вокруг закона США о снижении инфляции, который, как считают в Европе, может привести к ее деиндустриализации. Ранее глава Пятой республики заявлял о «европейском надлежащем ответе» на эту инициативу Соединенных Штатов, которая подразумевает применение инструментов, позволяющих «консолидировать и развить большее число проектов в сфере производства».

Все эти высказывания не понравились как за океаном, где, в частности, американский сенатор Марко Рубио в своем видео­обращении в Twitter пригрозил президенту Франции оставить Европу разбираться с украинским кризисом без Соединенных Штатов. По словам Рубио, если страны ЕС собираются быть теперь «сами по себе и следовать за Макроном», это якобы сэкономит США множество средств. В Евросоюзе на острие атаки против Макрона оказалась Польша. Ее премьер-министр Матеуш Моравецкий перед вылетом в Вашингтон заявил журналис­там, что вместо выстраивания «стратегической автономности» от Соединенных Штатов Варшава предлагает стратегическое ­партнерство с США».

По мнению экспертов, заявления Мишеля и Макрона свидетельствуют, что ряду европейских стран надоела зависимость ЕС от США. «Евросоюз находится в подчиненном положении по отношению к Соединенным Штатам, и в последние годы ситуация существенно ухудшилась. Эта зависимость имеет комплексный характер и особенно стала очевидной после того, как ЕС потерял энергетическую суверенность из‑за спланированного теракта на «Северных потоках», — заявил в беседе с RT заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. По его словам, Вашингтон лишил страны ЕС субъектности, и это понимают все, в том числе европейские политики. «Слова главы Евросовета и французского лидера подтверждают, что есть европейские страны, которые тяготятся зависимостью от США. Они хотят вести хотя бы отчасти независимую политику», — подчеркнул эксперт.

Однако, как полагает Шаповалов, Вашингтон не будет терпеть «такой бунт на корабле» даже на уровне риторики и станет наводить порядок «среди своих сателлитов». «США не хотят независимости Евросоюза, им важно, чтобы европейские страны не были самостоятельными. Под контролем Вашингтона фактически все мыслящие политики отсечены от возможности принятия решений в ЕС. Но ряду стран Евросоюза это надоело. Заявления Макрона и Мишеля говорят о том, что Европе некомфортно находиться в нынешней ситуации, и, скорее всего, ее стремление избавиться от американского диктата со временем будет увеличиваться», — заключил эксперт.

В свою очередь старший научный сотрудник Центра сравнительных и политических исследований ИМЭМО РАН Александр Камкин отметил, что высказывания президента Франции стали «довольно неожиданными». «Мы помним, как несколько месяцев назад он летал в США, встречался с Байденом и давал восторженные отзывы о встрече с американским президентом. Сейчас же мы видим очень необычные для французского лидера заявления. Они могут быть нацелены в первую очередь на внутреннюю аудиторию, потому что у Макрона под ногами буквально горит земля. Президент Франции пытается найти какую‑то политическую повестку для внутреннего потребления, чтобы отвлечь недовольную ­публику от протестов и других проблем», — считает эксперт.

Как поясняет аналитик, у этих заявлений есть и внешнеполитическая задача — Макрон пытается «пробиться в лидеры ЕС». «Он явно метит на то, чтобы стать вторым де Голлем, но насколько это у него получится — вопрос открытый. Макрон хочет создать себе имидж сильного, независимого политика на фоне протестного движения внутри Франции, поэтому полностью всерьез его слова воспринимать не стоит», — полагает Камкин.



#США #Европа #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (7397) от 17.04.2023 под заголовком «Бунт на корабле?».


Комментарии